100-летние лозы и лёгкий аромат асфальта после дождя: чем интересны вина из «гренаша»
Средиземноморец с высоким градусом
Сорт родом из Арагона в Испании, где его называют «гарнача». Оттуда он мигрировал по всему Средиземноморью и получил новые имена. Например, на Сардинии его называют «каннонау», а во Франции — «гренашем». Но из-за влияния Франции в винном мире именно последнее название стало общепринятым.
Эталонные вина из «гренаша» делают в средиземноморском климате. В отличие от «каберне совиньона», который даёт интересные образцы и во влажных прохладных терруарах, «гренаш» любит тепло и солнце. Он не переносит длительных заморозков. Например, его высаживали в Крымском районе Краснодарского края — и там он просто вымерз.
«Гренаш» довольно долго созревает. На средиземноморском солнце он набирает много сахаров, которые превращаются в алкоголь. Поэтому вино из него довольно крепкое — редко встречаются современные гренаши крепостью ниже 13,5 %. Причём большинство напитков имеют 14 градусов и выше. Может даже показаться, что это плохо, так как сегодня вина с высоким содержанием алкоголя не считаются модными. А ещё легко предположить, что такое вино будет иметь ощутимый спиртуозный аромат. Но всё зависит от винодела и правильной подачи самого вина. Если виноделу удалось сбалансировать ключевые параметры, то при охлаждении вина до 10–15 градусов спирт в гренашах ощущаться не будет.
Треугольник с лимоном
Вино из «гренаша» — это треугольник ароматических элементов. Первый из них — это букет цветов. Причём в букете ярко выделяются свежие розы либо розовое масло. Вторая ароматика — средиземноморские травы на раскалённом солнце: чабрец, тимьян, розмарин и другие. И, наконец, третий аромат — красные ягоды; в первую очередь, клубника и земляника. В винах из прохладного для Средиземноморья климата ягодные ноты будут казаться свежими, а вот в жарком — засахаренными, напоминающими ягодное варенье либо джем. Причём иногда даже с примесью ягодных ароматизаторов. Иногда в гренашах появляются тона цитрусовых, что крайне редко встречается в красных винах. Остальные ноты зависят от подхода винодела — его задача сбалансировать все стороны треугольника, чтобы он стал идеальным. А ещё лучше — аккуратно вписать в него цитрусы. Это сделать непросто, поэтому такие вина часто считаются эталонными.
Вино, пронизанное солнцем
Хороший «гренаш» часто сравнивают с хорошим «пино-нуаром», потому что сейчас в моде лёгкие и элегантные вина. Действительно, они похожи, и работа с этими сортами показывает, откуда у винодела растут руки. Однако у сортов есть и различия. Если пино нуары часто тёмные, с какой-то вечерней энергией, то гренаши как будто пронизаны светом — причём их цвет дневной и солнечный.
Исторически из «гренаша» редко делали моносортовые вина — и в этом проявляется некоторый «виноградный расизм». Многие виноделы, работающие с красными сортами, стремились применять методы бордоской школы, потому что её вина дорогие и известные. Как и в Бордо, авторы гренашей хотели получить хорошую структуру и потенциал к выдержке. Кроме того, «гренаш» даёт много алкоголя, он довольно прозрачный и в нём мало танина. А бордосская школа предполагает насыщенный цвет, невысокий процент спирта и много танина. По этим причинам «гренаш» стали часто смешивать с другими сортами.
Моносортовые вина из «гренаша» либо ассамбляжи с высокой долей сорта сильно отражают место, где он растёт — то есть терруар. В таком вине проявляются климат, почвы, роза ветров, количество осадков и другие особенности места, где он созрел. Поэтому вино из «гренаша» всегда разное.
Шатонёф-дю-Пап: галька и подпаленные травы
Самые известные французские гренаши делают в коммуне Шатонёф-дю-Пап на юге Долины Роны. В этом регионе крайне редко создают моносортовые вина — часто это ассамбляж из более 10 сортов. Впрочем, моносортовые в Шатонёф-дю-Пап есть, и они очень ценятся. Часто гренаш в соло сделан из урожая виноградников, которым больше 100 лет. Их сохранилось в этой части Франции довольно много. И это связано с историческими особенностями — в Шатонёф-дю-Пап «гренаш» выращивали в основном крестьяне, у которых не было денег на пересадку виноградников, поэтому, когда в других регионах страны обновляли лозы, крестьяне Шатонёф-дю-Пап продолжали работать со старыми.
Как и другие гренаши, вина из Шатонёф-дю-Пап передают терруар. В этой части Франции жарко и много гальки, которая нагревается днём и сохраняет тепло на виноградниках ночью. Поэтому вина получаются в основном концентрированными. Они отличаются некоей чёрной стилистикой. В них чувствуется аромат немножко подпаленных на солнце трав. Ягодные ноты очень сладкие и слегка задымлённые. Вина не очень терпкие и не очень кислотные, но с насыщенным цветом. По ощущениям они даже близки к десертным. Правда, есть в регионе и места с песчаными почвами, а песок ночью быстро остывает. Эти вина не такие насыщенные, как из винограда на гальке, поэтому их долго выдерживают в бочках. В них они теряют цвет и становятся бледными. Их тона кажутся немного засушливыми, что тоже интересно.
Испания: запах асфальта после дождя
Самый известный регион «гренаша», или, вернее сказать, «гарначи», в Испании — Приорат. Он расположен примерно в двух часах пути на машине к югу от Барселоны. В Приорате очень красиво, но его терруары можно сравнить со сковородкой. Это чёрные сланцевые почвы, окружённые горами. Чёрные сланцы очень быстро нагреваются. Поэтому гарнача в Приорате традиционно получается обильной — в ней много аромата, ещё больше вкуса и довольно большой процент алкоголя. Часто вина Приората отличаются минеральными нотами — я бы сравнил их с запахом асфальта после дождя.
Совсем другой стиль гарначи представлен винодельнями парка Сьерра-де-Гредос западнее Мадрида. Виноград растёт там в горах на высоте от 600 до 1200 метров. В горах есть вкрапления сланца, но чаще встречается гранит. Эта горная порода со временем превращается в песок, причём довольно холодный. Иными словами, жары на виноградниках Сьерра-де-Гредос заметно меньше, поэтому по цвету вино выходит бледное, какое-то легкомысленное — на грани розового и красного. Оно кажется лёгким, но не стоит обманываться. Высота и прохлада приводят к тому, что в треугольнике гарначи явно доминирует цветочная сторона, причём кислотность вин выше, чем в других терруарах. Вроде бы это глу-глу — вино, которое легко пьётся большими глотками, — но при этом оно очень структурированное и танинное. То есть нельзя сказать, что его нужно пить быстро — это вино требует вдумчивого подхода.
Один сорт для целого ужина
Вероятно, гренашем можно сопроводить весь ужин. Лёгкие и хорошо охлаждённые гренаши неплохо сочетаются с холодными закусками, даже рыбными, которые нечасто подают к красным винам. К ним подойдут холодные мясные нарезки с пряностями. А когда вино нагреется, к нему хорошо подать тушёное мясо — не какой-то стейк, которому нужен танин, а именно что-то такое с пряностями и травами — а-ля бёф бургиньон. Переходим к десерту, когда вино нагреется ещё больше — гренаш 14,5–15 % хорошо сочетается с шоколадным суфле. Но я рекомендую пойти по иному пути.
Кроме чёрного «гренаша», есть ещё белая и серая вариации сорта. Серая — самый кислотный вариант. И начать рекомендую с неё. Из серого «гренаша» получаются либо лёгкие розовые, либо лёгкие белые вина. К ним отлично подойдут рыба и морепродукты. Ужин можно продолжить белым гренашем, из которого в Каталонии делают оранжи. Причём не танинные, как в Грузии, а очень аккуратные. Эти вина едва оранжевые. Они отлично сочетаются с азиатскими пряными блюдами. Можно попробовать даже что-то с индийским карри. Любое другое вино, даже рислинг, спасует перед такой едой, а вот каталонский оранж из «гренаша» — нет. К красному гренашу хорошо подать что-то мясное или рыбное, тушёное, например с паприкой.
Во время десерта стоит открыть каталонское вино в стиле «Рансьо». Такое вино хорошо контактирует с воздухом и во время этого контакта меняет цвет. Красное со временем становится ржаво-охристым, а белое приобретает красновато-жёлтый оттенок. Поэтому вы никогда не поймёте, из какой «гарначи» вино было сделано. Но как раз такие вина очень хорошо сочетаются с десертами — особенно с шоколадными.
Подготовил Алексей Синяков