Лучшее за неделю
Дмитрий Самойлов
29 сентября 2025 г., 14:22

«Кабала святош» в МХТ: Мольер, Булгаков и немного лоска

Читать на сайте

Ещё на пути от центрального входа до гардероба становится понятно, что это событие для очень состоятельных господ. Крупнейший банк страны, видимо, привёл сюда своих лучших сотрудников в порядке поощрения, им даже выделили секцию, чтоб вешать пальто. Жалко, ещё недостаточно холодно, не удалось всем посверкать шубами.

Я продирался через этих широкоплечих мужчин в чёрных водолазках и с актуальными стрижками бород, через этих женщин с результатами косметологических достижений на лице и думал — вот что они знают о Булгакове, о Мольере, об МХТ? Зачем они сюда пришли, и кому от этого будет лучше?

Вы уж простите мне эти снобистские рассуждения, я — человек с образованием театроведа, в театр хожу крайне редко и недоумеваю, почему туда ходят другие.

Билеты стоят от 3500 до 35 000 рублей, но это неважно, потому что в продаже нет никаких и ни на один спектакль. В зале, очевидно, половина тех, кто такие билеты смог себе позволить, и половина тех, кого пригласили как исключительно важных гостей. Был и бывший министр, и действующий замминистра, и Полина Гагарина, и Филипп Киркоров.

Филипп Киркоров в зале и Николай Цискаридзе на сцене — это некоторое нарушение дихотомии, заложенной в спектакле. Николай Цискаридзе, играющий короля Луи, представляет солярную сторону мироздания, а Константин Хабенский, исполняющий роль Мольера, — лунарную. Это недвусмысленно демонстрируется в открывающей сцене, когда два актёра с гигантскими младенческими головами качаются на качелях между Солнцем и Луной. А тут — Цискаридзе и Киркоров, два солнца в одном помещении. Помещение, конечно, разделено четвёртой стеной, но в спектакле она ломается каждые семь–восемь минут. И четвёртая, и пятая, и шестая.

На сцене Регистр выступает в роли Булгакова, дополняя трагедию Мольера своей. Ведь все булгаковские большие истории — «Театральный роман» или «Мастер и Маргарита» — в той или иной степени содержат эту трагедию закабалённости. Автор-герой, противопоставляя себя лицемерам, которые могут быть чиновниками, тиранами, режиссёрами, сам в некотором смысле становится святошей. То есть закабаление — неизбежность для творца. В финале мы увидим, как эту кабалу примеряют на себя авторы спектакля.

Весь вечер на сцене в той или иной форме присутствуют гигантские младенческие головы. Это сценографическое решение, очевидно, навеяно работами китайского художника Дун Шубина и его скульптурами «Сын Земли». Это вроде бы интересно, как и двигающийся сценический портал, как и четыре разных занавеса, но не складывается в единую картину оформления. Как и весь спектакль не складывается в единую мозаику, хотя её части кажутся вполне выразительными. Но они будто бы наслаиваются, а не создают картину.

Почему? Понятно, почему. Вот у вас тысяча человек в зале — банкиры, замминистры, эстрадные звёзды первой величины, а ещё люди, которые сделали всё возможное, чтобы на этот спектакль попасть вместе с теми, кого и так пригласили. Всех этих людей вы не можете мучить театральной драмой, вам необходимо создать аттракцион, который будет мчать зрителя три часа в своей вагонетке мимо необычных, но узнаваемых видов. Кто-то со сцены произносит — «Не верю!» — и зрители смеются, им приятно, что они узнали цитату, шепчут друг другу: это ж Станиславский так говорил! Для более искушённых есть игра потоньше. Вот Мольер говорит: «Ненавижу бессудную тиранию», — а ему отвечают: «Надо говорить “королевскую тиранию”». Это отсылка к цензурным правкам булгаковского текста, её понимают те, кто перед походом в театр прочли статью в Википедии.

Мадлена Бежар говорит словами Воланда — и это уже никого не удивляет, зрители будто бы согласны, что они с режиссёром Квятковским вместе прекрасно ориентируются во вселенной Михаила Булгакова, подмигивают друг другу: четвёртая-то стена разрушена.

В ряду аттракционов, представленных на сцене, особенно запоминается исповедальня и вся линия архиепископа Парижа маркиза де Шаррона в исполнении Ивана Волкова. Актёр играет чиновника, который совестлив своей собственной чиновничьей совестью — он обязан губить людей, потому что в этом и есть высшее назначение его деятельности.

Илья Козырев — Регистр и Булгаков — артист обескураживающей точности. Даже непонятно, то ли роль писали под него, то ли он сам её придумывает на ходу, то ли просто обаятельный человек ходит по сцене и по залу, выдавая булгаковские тексты.

Константин Хабенский честно пытается выдавить из зрителя катарсическую слезу, но зритель уже принял правила дорогого аттракциона — всем скорее весело, и в этом веселье сопереживание, а тем более моральное очищение, не предусмотрено. Хотя именно драматическая роль Хабенскому удаётся отлично — его влюблённость в Арманду трагическая, но не жалкая. Всё-таки важен возраст Мольера — он не должен быть стариком.

Финал сделан с некоторым опережением потенциально негативных последствий. Нам как бы говорят: мы тут занимаемся довольно опасным делом, театр — это всегда что-то на грани. Не ровен час — покровительство отберут, разглядев наше тайное послание, которое мы произносим прямым текстом: ненавидим, говорим, бессудную тиранию. Смело, не правда ли? Поэтому в финале все участники спектакля поочерёдно извиняются в микрофон. Кто за спектакль, кто за своё поведение, кто просто повторяет текст знаменитых извинений Филиппа Киркорова в чёрной водолазке. И, разумеется, особенно весело, что сам Киркоров при этом сидит в ложе.

Хороший ли это спектакль? Да, хороший. Надеюсь, банкирам и замминистрам понравилось.

Обсудить на сайте