«Цвет говорит больше, чем слова»: художница Адель Левитова о своей Belle Époque
О чём серия работ Belle Époque?
Серия Belle Époque говорит, прежде всего, об ощущении «праздника жизни». Она отсылает зрителя не к конкретным историческим реалиям конца XIX — начала XX века, а скорее к настроению той эпохи, в которой царила вера в красоту, прогресс, изящество и радость бытия. Это художественная метафора, в которой «золотая эпоха» выступает как идеализированное пространство.
Почему именно «золотая эпоха» была выбрана в качестве лейтмотива серии?
Для меня это очень условная привязка: «золотая эпоха» здесь не столько историческая, сколько метафорическая. В разные времена так называли периоды особого культурного и духовного расцвета. И мне, как человеку искусства, хочется, чтобы силы мира были направлены на созидание, красоту, простые радости — что я и транслирую в своих работах.
Какими художниками вы вдохновлялись при создании работ?
Для меня важно, прежде всего, передавать эмоции, поэтому я обращаюсь к своему внутреннему миру как источнику вдохновения. И, возможно, именно художники Монмартра, их свободная манера, жизнеутверждающая палитра, обилие света, лёгкость и воздух в работах — невольно научили меня тому, что самое главное в искусстве — это личное восприятие и видение художника.
В некоторых ваших работах есть чёткие линии, которые сочетаются с мягкими размытыми цветами. Это перекликается с приёмами Анри де Тулуз-Лотрека. А его творчество могло повлиять на серию Belle Époque?
Лотрек вдохновил меня своей энергией и умением передавать атмосферу времени. После поездки в Париж и знакомства с его работами у меня появилось желание уловить похожее настроение в своих картинах. Но для меня главное — не повторять чужое или даже своё, а искать вдохновение внутри и делиться тем, что там рождается.
Выставка проходит в пространстве Lupine Flowers and Art и сопровождается цветочными сочетаниями. Почему именно цветы были выбраны главным дополнением экспозиционного пространства?
Сотрудничество с Lupine Flowers and Art оказалось для меня очень органичным. Их философия — соединять искусство и цветы — близка моему стремлению создавать эмоциональные миры. Здесь цветочные композиции — не просто декор, а продолжение картин. Важно и само пространство: Lupine находится в историческом здании начала XX века, что перекликается с контекстом моих работ и усиливает ощущение присутствия в Belle Époque. Цветы же становятся живой метафорой красоты и мимолётности, помогая зрителю глубже пережить экспозицию.
Чем именно вас привлекает изображаемая на картинах эпоха? Какие образы или, возможно, воспоминания легли в основу серии?
Меня всегда вдохновляла глубокая связь между русской и французской культурами. В истории России был период, пусть и недолгий, когда знание французского языка было обязательным атрибутом аристократии. Франция оказала колоссальное влияние на наше искусство, литературу и образ жизни. Именно это взаимодействие культур и стало для меня важным источником образов.
Ваши работы контрастируют друг с другом: на картине Viva la Paris можно увидеть яркое сочетание красного и синего, в то время как «Розы и шипы» с более спокойным набором цветов «смягчает глаз». Что значит такой контрастный метод использования цвета?
Чтобы показать мощь французской культуры, нужны помпезность, контраст и яркие цветовые акценты, поэтому я выбирала контрастные сочетания и крупные объекты. А работа «Розы и шипы» — совсем о другом, она наполнена драматизмом, переизбытком чувств, а чувства всегда размыты.
К каким инструментам вы обращаетесь чаще при передаче эмоций и ощущений: к цвету или к мазку?
Для меня нет одного метода в живописи: мне комфортно в разных стилях и с разными инструментами. Всё зависит от конкретной работы, как я чувствую в данный момент, что лучше всего подходит для передачи своего видения прекрасного. Я люблю использовать несколько видов материалов — они создают дополнительные объёмы и слои. Но работать с цветом для меня более органично. Мне очень нравятся абстрактные работы Марка Ротко, где цвет говорит больше, чем любые слова. Так что я очень надеюсь достигнуть в своём искусстве такой же точности. Может быть, через цвет.
Ждать ли в будущем продолжения Belle Époque?
Я не загадываю наперёд и не могу обещать продолжение тем — всему своё время и место. Серия Belle Époque рождалась очень органично, в особый период моей жизни, когда я была окружена нежностью и ожиданием рождения дочки. Поэтому цикл Belle de jour, вошедший в выставку, пропитан любовью к женщине. В целом этот образ с моих картин стал моей художественной визитной карточкой и, думаю, ещё долго будет звучать сквозь разные мои работы. Но при этом мне важно находить новые идеи, смыслы и формы — иногда самые неожиданные, чтобы не повторяться и оставаться в живом поиске.