Что смотреть на фестивале кино о ментальном здоровье MHFF: гид «Сноба»
Полный метр: от «синдрома Италия» до критики психиатрии
На фестивале покажут шесть полнометражных картин, пять из которых — впервые в России. Программа получилась контрастной: от социальных драм до очень личных историй.
Фильм открытия — итальяно-румынский «Синдром Италия». В начале 2000-х психиатры заметили, что у женщин, вернувшихся на родину после работы сиделками в Италии, появляются похожие симптомы: депрессия, тревога, галлюцинации. Это состояние назвали «синдром Италия». Фильм рассказывает истории двух женщин: одна уже вернулась домой и пытается заново собрать свою жизнь, другая всё ещё в Италии, вдали от семьи. Это кино не столько о диагнозе, сколько о цене эмиграции и о том, как тоска по дому становится вполне реальной болезнью.
Другая важная премьера — норвежский документальный фильм «Бессмысленные диагнозы». Его режиссёр Ане-Марта Тамнес Хансгорд получила свой первый психиатрический диагноз в 15 лет. За ним последовали другие, а вместе с ними — таблетки, побочные эффекты и ощущение, что ярлыки определяют её личность. Она начала снимать свой путь взросления внутри системы и попытку из неё выбраться, чтобы понять, кто она на самом деле, без всех этих диагнозов. Фильм не даёт ответов, но задаёт неудобные вопросы о современной психиатрии. Бонус для синефилов: его монтировал Андерс Рефн, работавший над «Антихристом» и «Рассекая волны» Ларса фон Триера.
Совсем другой фокус — в российском фильме «Правила Филиппа». Это история про парня с синдромом Дауна, который мечтает стать бариста, потому что кофе делает людей счастливее. Филипп любит нарушать правила, убегает из дома в кофейню и живёт в своём мире. Фильм Романа Косова — не о диагнозе, а о мечте и о том, как трудно, но возможно встроить её в мир, который живёт по своим правилам.
Коротко о главном: одиночество, нарциссизм и другие темы, которые волнуют всех
Самая интересная часть фестиваля — это тематические блоки короткометражек с последующим обсуждением с психологами. В этом году ключевых тем — четыре.
Одиночество. Главная тема года, судя по количеству присланных фильмов. В подборке есть и документальная история про внука и бабушку («Тёплая жизнь»), и чёрно-белая зарисовка о случайных соседях в коммуналке («Тонкость наших стен»). Разговор пойдёт о том, почему это чувство знакомо каждому, но проживается так по-разному.
Нарциссизм. Слово, которое превратилось в бытовое ругательство. Режиссёры пытаются разобраться, что за этим термином стоит на самом деле. Например, российский хоррор «Мереча» исследует отношения с нарциссической матерью, а бразильская драма «Аплодисменты» — историю актёра, чья мечта об успехе оборачивается полным отчаянием.
Депрессия. Постоянная и самая востребованная тема фестиваля. В этом году о ней расскажут через нуарную драму о мужчине в клинике («Тишина внутри»), документальную анимацию о тревоге («Тревога +») и даже метафорическую историю о суперзвезде, запертой в гостиничных номерах («Бессонница»).
Фобии. Страхи, которые со стороны кажутся иррациональными. Здесь будет и сюрреалистическая комедия про ипохондрию («Вечно при смерти»), и история про девушку-социофоба, которая мечтает о сцене, но боится людей («Оковы»), и анимация о японском феномене хикикомори — людях, добровольно уходящих в полную изоляцию («Комору Панда»).
Кино без диагноза: что ещё в программе
Помимо тематических блоков, на фестивале покажут сборники российского и зарубежного короткого метра. В них можно найти, например, анимацию про биполярное расстройство («Полярный медведь»), фильм о деменции, вошедший в шорт-лист «Оскара» («Париж, 70»), и историю о бездомном художнике с пограничным расстройством личности («Сбой в системе»). Это кино не ставит диагнозы, а просто показывает людей и их истории, которые обычно остаются за кадром.
Этот фестиваль, конечно, не вылечит вашу тревожность и не решит проблемы с матерью. Но он покажет, как со всем этим живут другие люди в разных частях света — от норвежской провинции до кенийских трущоб. Как минимум, это хороший повод убедиться, что вы не одиноки в своём экзистенциальном тупике. А это уже половина дела. Или нет. Но кино посмотреть стоит.
Подготовила: Ольга Обыденская