Учёные ТГУ: использование нейросетей в обучении снижает реальную креативность студентов
Использование генеративного искусственного интеллекта (ГИИ) в учебном процессе может ослаблять реальные творческие способности студентов, создавая при этом иллюзию роста креативности. К такому выводу пришли исследователи Томского государственного университета (ТГУ).
Как рассказала заведующая лабораторией непрерывного образования Института дистанционного образования ТГУ Арина Иванова, студенты всё чаще применяют инструменты на базе больших языковых моделей — ChatGPT, Gigachat и другие. Учёные решили проверить, как использование таких технологий влияет на развитие креативности — одной из ключевых компетенций современного специалиста.
В исследовании участвовали 60 первокурсников философского факультета. Их разделили на две группы: одна пользовалась ИИ-инструментами при выполнении творческих заданий, другая обходилась без них. Через четыре недели специалисты сравнили объективные показатели — оригинальность, новизну и количество идей — с самооценкой участников.
Результаты показали, что студенты, работавшие с нейросетями, выдали меньше оригинальных идей и в целом продемонстрировали более низкий уровень креативности. При этом они субъективно оценили себя как более творческих.
Исследователи считают, что при грамотной интеграции искусственный интеллект может поддерживать развитие креативности — например, помогать преодолевать творческие блоки или расширять поиск идей. Однако, по словам Ивановой, использовать такие технологии стоит только после того, как студент попробует решить задачу самостоятельно.
«Важно понимать, на каком этапе обучения его применение действительно помогает, а где может привести к снижению самостоятельности и творческой активности», — подчеркнула Иванова.