Самые удачные приквелы: к выходу сериала «Оно: Добро пожаловать в Дерри»
«Чужой: Земля» (2025)
Приквел фильма «Чужой» (1979)
Непосредственный приквел «Чужого» Ридли Скотта, действие которого происходит за два года до событий классической ленты 1979 года.
Проектом приквела под чутким руководством Скотта специально для стриминга FX занимался Ной Хоули, создатель сериалов «Фарго» и «Легион». Чтобы заранее успокоить фанатскую базу сай-фай-франшизы, Хоули ещё на раннем этапе работы над приквелом поспешил заявить, что визуально и содержательно сериал будет ближе к картине 1979 года, а не к авторским приквелам Скотта «Прометей» и «Чужой: Завет». Как известно, эти две части кинофраншизы пользуются особенной нелюбовью многих фанатов «Чужого».
Согласно сценарию Хоули, члены печально известной команды Эллен Рипли на корабле «Ностромо» были вовсе не первыми жертвами злодейской корпорации «Вейланд-Ютани», с помощью которых циничные миллионеры пытались доставить на Землю особь ксеноморфа для его изучения и создания универсального оружия. До отважной Рипли в иконическом исполнении 30-летней Сигурни Уивер опасную миссию пыталась выполнить команда исследовательского корабля «Мажино». В завязке сюжета приквела «Мажино» возвращается на Землю после 65-летней экспедиции и везёт внеземные образцы, среди которых есть и так называемые лицехваты. Как и в классическом «Чужом», на борту корабля всё идёт не по плану, и стремительно развившийся ксеноморф уничтожает почти всю команду.
В следующей сцене зритель, уже было настроившийся на классический сай-фай-сюжет про то, что «в космосе никто не услышит твоего крика», внезапно переносится из космоса на Землю, где ему начинают рассказывать совсем другую историю — в духе другого культового детища Ридли Скотта — «Бегущий по лезвию». Хоули блестяще обманет ожидания зрителей и проделает это за следующие десять эпизодов первого сезона сериала «Чужой: Земля» ещё не раз. Тем интереснее наблюдать за этим постмодернистским «Чужим»: добрую половину сезона довольно трудно предсказать, куда в следующий раз повернёт сюжет. Старания Хоули не прошли даром — «Чужой: Земля» получил высокие оценки критиков, и появление второго сезона стало более чем вероятным.
«Андор» (2022 — 2025)
Приквел фильмов «Изгой-один: Звёздные войны. Истории» (2016) и «Звёздные войны: Эпизод 4 — Новая надежда» (1977)
Шоураннер сериала «Андор» Тони Гилрой взял вселенски популярную фэнтезийную кинофраншизу, самую известную в мире космическую сагу о борьбе добра против зла на просторах далёкой-далёкой Галактики, и задумал создать в её рамках реалистичную шпионско-политическую драму с морально неоднозначными персонажами в центре повествования. Своего рода «Звёздные войны» для взрослой аудитории.
И без того, казалось бы, непростую задачу он осложнил себе тем, что главным персонажем сериала решил сделать не очень яркого второстепенного героя другого приквела «Звёздных войн» — «Изгой-один». Выбор Кассиана Андора в исполнении Диего Луны в качестве главного героя сериала смущает ещё и потому, что всем мало-мальски интересующимся делами в далёкой-далёкой Галактике уже была известна его судьба — в финале «Изгоя-один» он героически погибает. Как заставить зрителя переживать за героя, участь которого заранее определена? Дата его смерти чётко обозначена на таймлайне «Звёздных войн», а до этого с ним точно не случится ничего фатального.
Тем не менее, Гилрою удалось прыгнуть выше головы: «Андор» стал главным явлением в киновселенной «Звёздных войн» за много лет и общепризнанным лучшим сериалом франшизы. В чём же секрет такого невероятного успеха? Как идея, которая на начальном этапе казалась заведомо провальной, вылилась в монументальное произведение, которое с единодушным восторгом приняли и убеждённые фанаты «Звёздных войн», и те, кому до этого момента не было никакого дела до этой киновселенной? «Я сказал представителям “Диснея”: “Никаких Скайуокеров”. Это было моим единственным условием перед тем, как я согласился взяться за работу, — вспоминает Гилрой. — В центре всех ваших фильмов постоянно одна и та же группа людей, а ведь в этой Галактике помимо них есть ещё миллиарды существ, и большинство из них ничего не слышали о джедаях или Силе. Давайте выйдем из ресторана и отправимся на кухню. Вот где я хочу начать».
Хотя оригинальные «Звёздные войны» нельзя назвать совсем аполитичными, они всё же оставались прежде всего космическим фэнтези для просмотра всей семьёй, нравоучительной притчей с классическим противостоянием света и тьмы. Но «Андор» — это что-то совсем другое: в нём нет не только Скайуокеров, но и лазерных мечей, милых эвоков или Мини-Йоды. Вместо этого Гилрой выдал шпионский триллер в духе Джона ле Карре, события в котором удивительным образом резонируют с положением дел в современном политическом мире. По-хорошему, «Андор» совсем не похож на что-то из киновселенной «Звёздных войн». И уж точно не вызывает ассоциаций с продукцией «Диснея».
Гилроя не волнуют джедаи, ему интересно, откуда повстанцы взяли деньги на своё оружие и корабли. Детей «Андор» едва ли заинтересует — это развлечение для сугубо взрослой аудитории. «Я вас умоляю, какие дети! — смеётся Гилрой. — В открывающей сцене, происходящей у борделя, мы выстреливаем полицейскому прямо в лицо». «Андор» — это история об удушающем режиме Империи, хаотичном возникновении Альянса повстанцев и, главным образом, о превращении циничного индивидуалиста в героя, готового отдать жизнь за общее дело. А для этой метаморфозы Андору придётся пройти через очень многое: в первых эпизодах сериала заглавный герой, будущий отважный участник «Сопротивления», предстает вором, который ни во что не верит. Реалистичное развитие персонажа — вот что поставлено в центр концепции Гилроя. И именно это же заставляет пристально следить за порой неспешными похождениями заглавного героя.
«Лучше звоните Солу» (2015 — 2022)
Приквел сериала «Во все тяжкие» (2008 — 2013)
Яркий, хрестоматийный пример приквела, который в определённых аспектах превзошёл оригинал.
Сценарист Винс Гиллиган — ещё один большой ценитель процесса развития персонажа. Сначала в сериале «Во все тяжкие» он блестяще провернул трюк с превращением главного героя из протагониста в антагониста, а затем взялся за второстепенного персонажа этой вселенной — ушлого адвоката Сола Гудмана в искромётном исполнении Боба Оденкерка.
За пять сезонов «Во все тяжкие» Гиллиган плавно и последовательно продемонстрировал превращение затюканного школьного учителя химии Уолтера Уайта в незабываемом исполнении Брайана Крэнстона в наркобарона, который со звериным оскалом и плохо скрываемым удовольствием метит свою территорию на карте криминального Альбукерке. Закончив историю Уайта, сценарист так вошёл во вкус, что посчитал необходимым вернуться в пыльный Альбукерке и рассказать ещё одну историю нравственного падения. Только на этот раз шоураннер работал в статусе признанного мастера, которому ничего не надо доказывать продюсерам, и поэтому сделал всё в своём — мягко говоря, неспешном — темпе.
Порой действие в приквеле «Лучше звоните Солу» развивается настолько неторопливо, что кажется, растерянный и искренний Джимми Макгилл так никогда и не мутирует в скользкого криминального адвокатишку Сола Гудмана. Но именно этот месмеризирующий темп и дьявольское внимание к деталям выгодно отличает «Лучше звоните Солу» от «Во все тяжкие». Наблюдать за полётом фантазии Гиллигана в «Лучше звоните Солу» — это удовольствие, не терпящее суеты. В отличие от своего прямолинейного и порой непробиваемо серьёзного прародителя приквел не раз с лёгкостью обманет своих зрителей.
«Пэрл» (2022)
Приквел фильма «Икс» (2022)
Ретрослэшер Тая Уэста «Икс» рассказывает о группе порнографов из 1970-х, члены которой один за другим погибают на съёмках в провинциальной глуши от рук местной старушки по имени Пэрл. В это трудно поверить, но роль кровожадной Пэрл и единственной выжившей актрисы после её резни исполнила Миа Гот. Для того чтобы преобразиться в центрального злодея фильма, актрисе приходилось проводить в кресле гримёра по десять часов в день. Она же играет Пэрл в молодости в приквеле «Икса», события которого разворачиваются в той же техасской деревеньке, но в 1918 году.
В «Пэрл», вышедшем через полгода после релиза «Икса», героиня Мии Гот пытается выжить посреди пандемии испанского гриппа и из последних сил сдерживает своё разбушевавшееся либидо и усиливающиеся позывы перерезать кому-нибудь горло. Юной Пэрл, муж которой ушёл на поля сражений Первой мировой войны, приходится мириться с дурным характером строгой матери-пуританки и ухаживать за парализованным после перенесённой «испанки» отцом. Жизнь на отшибе захудалого городка девушка скрашивает мечтами об актёрской славе, которой она, как ей кажется, более чем достойна.
Юная Пэрл, по общему признанию, — это лучшая актёрская работа Мии Гот на данный момент, а сам фильм — редкий пример приквела, который не просто вышел не хуже оригинала, а значительно превзошёл его по всем основным параметрам. Если «Икс» — это развесёлый оммаж семидесятническим слэшерам вроде «Техасской резни бензопилой», то «Пэрл», снятый в эстетике американских фильмов 1930-х, — это диковинный зверёк, до этого не обитавший в дебрях жанра хоррор. Сознательно или нет, но с помощью приквела Уэсту удалось заставить зрителей по-новому взглянуть на оригинальный фильм: изначальный замысел «Икса» начинает играть совершенно новыми красками после просмотра «Пэрл».
«Твин Пикс: огонь, иди со мной» (1992)
Приквел сериала «Твин Пикс» (1990 — 1991)
Несмотря на все достижения Мии Гот в «Пэрл», главной мятежной девушкой современного кино безусловно остается Лора Палмер из вселенной «Твин Пикса» Дэвида Линча.
В начале 1990-х весь цивилизованный мир, в том числе и телезрители молодой Российской Федерации, с замиранием сердца задавался вопросом: «Кто убил Лору Палмер?». На протяжении полутора сезонов сериал «Твин Пикс» со знанием дела держал своих зрителей в заложниках этой загадки. Серия, в которой Линч под давлением продюсеров всё-таки раскрывает имя убийцы, — это один из лучших эпизодов в истории телевидения. Но только в полнометражном приквеле «Твин Пикс: Огонь, иди за мной» режиссёр объяснил всему миру, что же на самом деле произошло в ночь, когда была убита Лора Палмер. Когда сериал был закрыт после второго сезона, закончившегося на невиданном до этого в истории телевидения клиффхэнгере, Линч получил деньги на съёмки полнометражного продолжения, но мэтр предпочёл снять приквел всей этой истории, который фокусировался бы на последних днях Лоры Палмер.
Поначалу многочисленная армия фанатов классического «Твин Пикса» приняла приквел в штыки: мало того, что в картину не попала большая часть полюбившегося зрителям актёрского ансамбля сериала, так ещё и полностью отсутствовал заботливо созданный художниками-декораторами уютный деревенский шик северной американской глубинки, царящий в телевизионном Твин Пиксе. Вместо него в «Огонь, иди за мной» превалирует болезненная, зловещая и угнетающая атмосфера — приквел снят в вызывающе реалистичной манере. К тому же картина не отвечала на главные животрепещущие вопросы сериала — в частности, относительно судьбы агента Дэйла Купера.
Но время отнеслось благосклонно к приквелу «Твин Пикса», и с годами он приобрёл по-настоящему культовый статус. Теперь «Огонь, иди за мной» числится среди самых сильных работ Дэвида Линча. В центре внимания режиссёра — самый загадочный персонаж «Твин Пикса»: Лора Палмер, конечно, незримо присутствует в оригинале, но роль Шерил Ли сильно ограничена в экранном времени по уважительной причине смерти её героини в завязке сериала. В «Огонь, иди за мной» актриса играет на пределе возможностей — роль жертвы непостижимого абьюза потребовала от Шерил Ли неимоверных энергетических затрат. Именно её впечатляющая актёрская работа — важная составляющая приквела и одна из главных причин ставить «Огонь, иди за мной» в один ряд с другими линчевскими шедеврами.
Автор: Роман Дранников