«Мы возвращаем мозг в его естественный режим»: Софико Шеварднадзе о том, почему разделение на «учёных» и «лириков» мешает нам понимать мир
Идея столкнуть физика и лирика не нова. Сегодня это стало почти общим местом в культурных проектах. На какую именно гипотезу о природе мышления или о современности опирается ваш проект?
Всё гораздо проще: я отталкивалась исключительно от собственных переживаний, вопросов, которыми я задавалась последние 3–4 года, когда мир очень стремительно начал меняться, когда было ощущение, что старые правила не работают, а новых ещё никто не придумал. В такие моменты крепко стоять на ногах мне помогала научная журналистика (в которой я работаю уже давно). Да, в каких-то вопросах мои знания поверхностны, но так я могу принимать решения, находясь в позиции взрослого, без перекладывания ответственности на кого-то «более умного».
Наука стала невероятным ресурсом, в котором я нуждалась, но в какой-то момент мне показалось, что этого недостаточно. Было ощущение, что мы опустошаемся, теряем нашу целостность. Мне помогло погружение в работу над документальным фильмом «В поисках Андрея Рублёва». Пока «Троица» была в Третьяковке, я приходила на неё снова и снова (хотя мои знания о Рублёве были весьма скромными), я не могла понять, как творение, созданное семь столетий назад, способно так волновать и наполнять меня силой? И тогда я поняла, что у каждого из нас есть свой набор видов искусства, которые действуют как источник энергии. Ведь глобально искусство — это про нашу способность быть включённым в жизнь.
То есть это два дополняющих друг друга способа контактировать с миром: рациональное осмысление и прямое, живое ощущение.
Они возвращают наш мозг в естественный режим. Если верить нейробиологам, человек был создан без этого формального разделения на левое и правое полушарие. Они должны работать равномерно. И даже со времён античности до наших дней есть масса примеров великих учёных, которые были такими же великими художниками, музыкантами и т. д. Потому что в этом естественном режиме человек способен воспринимать всю сложность и всю прелесть жизни. Татьяна Черниговская мне как-то говорила, что мнимая стена между технарями и гуманитариями будет постепенно стираться. Потому что жизнь стала суперсложной, и, чтобы вбирать её в себя в полном объёме, нужно задействовать и левое, и правое полушарие.
Часть статьи не может быть отображена, пожалуйста, откройте полную версию статьи.
Быть включённым в жизнь сложно, когда есть клиповое мышление. Кстати, ваш проект сознательно игнорирует тренды на короткий контент.
Мы живём в эпоху, когда способность к концентрации стала дефицитом — это неизбежная плата за технологический прогресс. Здесь, на мой взгляд, и важно быть включённым в жизнь, проживать её полноценно. И я захотела соединить науку и искусство, а не противопоставить их (как сейчас многие делают). Я хотела напомнить людям, что есть огромные два пласта, через которые мы можем перезарядиться, и тогда жизнь заиграет другими красками. Многие думают, если в кадре есть учёные или деятели искусства, значит, надо разбираться в чём-то, чтобы их понять. У меня как автора позиция простая: я ничего не понимаю (например, в химии или в театре), и поэтому разговариваю на простом языке. Вместе мы исследуем, как сложные, проверенные временем истины работают здесь и сейчас, как их можно применить к нашей повседневной жизни. Этот перевод с «академического» на «человеческий» и рождает ту самую искру, которая помогает по-новому увидеть собственную реальность.
На какого зрителя вы тогда рассчитываете, предлагая ему длинные и не всегда простые диалоги?
Мы видим, что в обществе растёт запрос на осознанность — в особенности молодым людям хочется понимать происходящее. И нас очень вдохновляет, что на наши записи приходит много молодёжи (80% наших зрителей). Значит, длинные и серьёзные разговоры нужны не только узкому кругу экспертов. Ребята готовы слушать и думать вместе с нами. Мы предлагаем им стать свидетелем живого, непредсказуемого процесса рождения мысли. Даже для нас, создателей, каждая беседа уникальна — ни один разговор не идёт по заранее написанному сценарию, мы задаём вопросы, над которыми наши гости, возможно, сами до этого не рефлексировали.
Зритель не просто слушает умных людей, а начинает думать вместе с ними. Каждая беседа даёт практический навык: например, как справляться со страхом через приёмы актёрского мастерства или как принимать неопределённость, используя научный подход. Мы специально говорим на простом языке, без заумных терминов. Хотим, чтобы после просмотра у человека был конкретный инструмент для жизни и ощущение, что он был участником живого, искреннего диалога.
Что на практике оказывается общим для людей из разных миров? Структура мышления? Одержимость своим делом? Способность видеть неочевидные связи?
У них и правда много общего. Сначала все удивляются, когда я приглашаю их на проект (режиссёр говорит, что ничего не смыслит в геологии, а учёный — что далёк от искусства). Когда же они встречаются, оказывается, что их объединяет сам масштаб личности. Эти люди — гиганты в своём деле, и внутренний размах сближает их, даже если области разные. Потому что они гиганты уже изнутри. И те, и другие ищут истину. Просто делают это по-разному: учёный — через формулы, художник — через эмоции. Но цель одна: помочь человеку понять мир и себя. Ещё их объединяет то, что они экспериментируют и не боятся ошибиться. Страх провала всегда отбрасывает нас назад, мне кажется. А между тем, в науке и в искусстве великое всегда рождалось после череды неудачных попыток. Опыт этих людей говорит нам: именно через пробы и неудачи рождается что-то по-настоящему стоящее.