Лучшее за неделю
28 октября 2025 г., 16:32

«Мы возвращаем мозг в его естественный режим»: Софико Шеварднадзе о том, почему разделение на «учёных» и «лириков» мешает нам понимать мир

Читать на сайте

Идея столкнуть физика и лирика не нова. Сегодня это стало почти общим местом в культурных проектах. На какую именно гипотезу о природе мышления или о современности опирается ваш проект?

Всё гораздо проще: я отталкивалась исключительно от собственных переживаний, вопросов, которыми я задавалась последние 3–4 года, когда мир очень стремительно начал меняться, когда было ощущение, что старые правила не работают, а новых ещё никто не придумал. В такие моменты крепко стоять на ногах мне помогала научная журналистика (в которой я работаю уже давно). Да, в каких-то вопросах мои знания поверхностны, но так я могу принимать решения, находясь в позиции взрослого, без перекладывания ответственности на кого-то «более умного».

Наука стала невероятным ресурсом, в котором я нуждалась, но в какой-то момент мне показалось, что этого недостаточно. Было ощущение, что мы опустошаемся, теряем нашу целостность. Мне помогло погружение в работу над документальным фильмом «В поисках Андрея Рублёва». Пока «Троица» была в Третьяковке, я приходила на неё снова и снова (хотя мои знания о Рублёве были весьма скромными), я не могла понять, как творение, созданное семь столетий назад, способно так волновать и наполнять меня силой? И тогда я поняла, что у каждого из нас есть свой набор видов искусства, которые действуют как источник энергии. Ведь глобально искусство — это про нашу способность быть включённым в жизнь.

То есть это два дополняющих друг друга способа контактировать с миром: рациональное осмысление и прямое, живое ощущение.

Они возвращают наш мозг в естественный режим. Если верить нейробиологам, человек был создан без этого формального разделения на левое и правое полушарие. Они должны работать равномерно. И даже со времён античности до наших дней есть масса примеров великих учёных, которые были такими же великими художниками, музыкантами и т. д. Потому что в этом естественном режиме человек способен воспринимать всю сложность и всю прелесть жизни. Татьяна Черниговская мне как-то говорила, что мнимая стена между технарями и гуманитариями будет постепенно стираться. Потому что жизнь стала суперсложной, и, чтобы вбирать её в себя в полном объёме, нужно задействовать и левое, и правое полушарие.

Часть статьи не может быть отображена, пожалуйста, откройте полную версию статьи.

Быть включённым в жизнь сложно, когда есть клиповое мышление. Кстати, ваш проект сознательно игнорирует тренды на короткий контент.

Мы живём в эпоху, когда способность к концентрации стала дефицитом — это неизбежная плата за технологический прогресс. Здесь, на мой взгляд, и важно быть включённым в жизнь, проживать её полноценно. И я захотела соединить науку и искусство, а не противопоставить их (как сейчас многие делают). Я хотела напомнить людям, что есть огромные два пласта, через которые мы можем перезарядиться, и тогда жизнь заиграет другими красками. Многие думают, если в кадре есть учёные или деятели искусства, значит, надо разбираться в чём-то, чтобы их понять. У меня как автора позиция простая: я ничего не понимаю (например, в химии или в театре), и поэтому разговариваю на простом языке. Вместе мы исследуем, как сложные, проверенные временем истины работают здесь и сейчас, как их можно применить к нашей повседневной жизни. Этот перевод с «академического» на «человеческий» и рождает ту самую искру, которая помогает по-новому увидеть собственную реальность.

На какого зрителя вы тогда рассчитываете, предлагая ему длинные и не всегда простые диалоги?

Мы видим, что в обществе растёт запрос на осознанность — в особенности молодым людям хочется понимать происходящее. И нас очень вдохновляет, что на наши записи приходит много молодёжи (80% наших зрителей). Значит, длинные и серьёзные разговоры нужны не только узкому кругу экспертов. Ребята готовы слушать и думать вместе с нами. Мы предлагаем им стать свидетелем живого, непредсказуемого процесса рождения мысли. Даже для нас, создателей, каждая беседа уникальна — ни один разговор не идёт по заранее написанному сценарию, мы задаём вопросы, над которыми наши гости, возможно, сами до этого не рефлексировали.

Зритель не просто слушает умных людей, а начинает думать вместе с ними. Каждая беседа даёт практический навык: например, как справляться со страхом через приёмы актёрского мастерства или как принимать неопределённость, используя научный подход. Мы специально говорим на простом языке, без заумных терминов. Хотим, чтобы после просмотра у человека был конкретный инструмент для жизни и ощущение, что он был участником живого, искреннего диалога.

Что на практике оказывается общим для людей из разных миров? Структура мышления? Одержимость своим делом? Способность видеть неочевидные связи?

У них и правда много общего. Сначала все удивляются, когда я приглашаю их на проект (режиссёр говорит, что ничего не смыслит в геологии, а учёный — что далёк от искусства). Когда же они встречаются, оказывается, что их объединяет сам масштаб личности. Эти люди — гиганты в своём деле, и внутренний размах сближает их, даже если области разные. Потому что они гиганты уже изнутри. И те, и другие ищут истину. Просто делают это по-разному: учёный — через формулы, художник — через эмоции. Но цель одна: помочь человеку понять мир и себя. Ещё их объединяет то, что они экспериментируют и не боятся ошибиться. Страх провала всегда отбрасывает нас назад, мне кажется. А между тем, в науке и в искусстве великое всегда рождалось после череды неудачных попыток. Опыт этих людей говорит нам: именно через пробы и неудачи рождается что-то по-настоящему стоящее.

Как вам удаётся находить точки соприкосновения в беседе?

Последние 10 лет я занимаюсь модераторством в совершенно разных сферах — от политики до экономики и искусства. В этом проекте все вопросы рождаются из того, что волнует лично меня в тот или иной момент. Например, как развить внутреннюю свободу, как с помощью опыта творческих людей и учёных убрать те ограничения, что постоянно сковывают сознание. От рамок — родовых, социальных, государственных — никуда не деться, мы все в них живём, со временем они сильно нас ограничивают. А художники и учёные, на мой взгляд, постоянно учатся выходить за эти рамки, чтобы совершать открытия.

Когда гости начинают погружаться в узкопрофессиональные детали, моя задача — мягко вернуть разговор в начальное русло. Стараюсь удерживать фокус на главном: как сказанное может помочь обычному человеку вроде меня? И я не стремлюсь выставить себя в лучшем свете — если кто-то подумает, что я глупая, ну, пусть. Главное, у меня есть искренний интерес, который распространяется на гостей. Я люблю слушать и не люблю перебивать. А зачем? Чтобы вставить два слова про химическую формулу, про которую вспомнила? Я не могу её знать лучше великого химика, который сидит прямо передо мной.

Кто чаще оказывается «иностранцем» на чужой территории: учёный, пытающийся осмыслить интуитивное, или художник, сталкивающийся с формальной логикой? Чей «язык» на поверку оказывается менее универсальным?

Это каждый раз уникальный антропологический эксперимент. Сначала и учёные, и художники чувствуют себя как на чужой территории, но через 15–20 минут диалога это искусственное разделение уходит. Гости понимают, что их тезисы не столько противоречат, сколько дополняют друг друга, и между разными способами познания мира возникает настоящая химия. К финалу беседы происходит удивительное преображение — они спрашивают друг друга, активно интересуются областью собеседника. Главное открытие, которое они выносят из диалога, на мой взгляд, — это идея цельности.

Давайте уйдём от общих понятий вроде «саморазвития». Какой конкретный интеллектуальный инструмент может получить зритель после просмотра? Условно, начнёт ли инженер после диалога с композитором искать «гармонию» в своих чертежах?

Если ты слушаешь и стремишься понять для себя (и для других) что-то новое, если в этом одинаково задействованы все участники беседы, это не проходит бесследно. Возможно, они не будут к этому возвращаться постоянно, но я твёрдо верю, что откровения и новые смыслы будут растворяться в человеке, как сахар в чае, и в какой-то момент проявятся, где нужно.

Как минимум, они задумаются, что можно развивать ещё одно полушарие. И вы подкинули мне интересную мысль, что человек себя недооценивает.

Сто процентов! Нужно пользоваться этим богатством без внутреннего разделения.

Беседовал Александр Юдин

Обсудить на сайте