Здесь и далее работы Оксаны Афанасьевой. Объект из серии «Основано на реальных событиях, но не является действительностью» Фото здесь и далее: Руслан Исхаков
«Файл не найден» работает с травмой через поэтику памяти и ручные техники. Как вы, как галерист и куратор, помогаете художнице перевести интимный опыт в публичное высказывание, не теряя деликатности?
Кураторский метод в работе с таким деликатным материалом, как личная память, можно охарактеризовать как стратегию сопровождения, где моя задача — создать максимально подходящие условия для авторского высказывания.
Мы познакомились с Оксаной в 2023 году, когда она принимала участие в нашей коллективной выставке «Человечность без человека». Уже тогда появились мысли о персональном проекте, который бы задействовал всё пространство галереи. Я наблюдала за её развитием как художника: Оксана прошла арт-резиденцию в «ГЭС-2», этим летом сделала выставку в ММОМА. И спустя два с половиной года после знакомства мы представили её авторский проект «Файл не найден» в Abramova Gallery.
Моя роль сводилась к предоставлению профессионального «каркаса»: отбор работ, предложение экспозиционных решений, который позволяет личному опыту транслироваться практически без вмешательства со стороны. Оксана — зрелый опытный художник, и она прекрасно умеет соблюдать баланс личного и внешнего, переводя интимный опыт в публичное высказывание. Мой вклад — усилить смысловой и визуальный эффект от творчества Оксаны, обеспечив его целостность в пространстве галереи.
Оксана Афанасьева (слева) и Елена Абрамова
В проекте важны семейные архивы, керамика и текстиль. Как вы оцениваете спрос коллекционеров на «материальные» медиа сегодня — по сравнению с медиаартом и цифровым искусством? Есть ли у таких работ иная динамика рынка?
Я не являюсь специалистом в вопросах цифрового искусства и медиаарта, но наблюдаю устойчивый тренд на реабилитацию «тактильных» видов искусства: художники всё чаще работают с керамикой и текстилем — то, что непосредственно сделано руками, и к этому есть большой интерес среди зрителей и коллекционеров. Художественные произведения, несущие «живой» отпечаток руки создателя, предлагают опыт, альтернативный цифровому скроллингу, от которого мы все устали.
Abramova Gallery изначально задумывалась как пространство диалога искусствоведов, кураторов, художников, коллекционеров, архитекторов и дизайнеров интерьеров. Как за последние годы изменился портрет покупателя?
За последние пять лет аудитория арт-рынка претерпела значительную трансформацию. Если раньше средний возраст наших клиентов был 50+, то сегодня покупатель помолодел до 35+. И они уже часто обладают не только финансовой стабильностью, но и сформированным вкусом, а также пониманием контекста. Был случай, когда пришла супружеская пара из сферы IT и, покупая работу молодого автора, они сказали: «А кто будет поддерживать наших художников, если не мы?» Эта ситуация показывает, что для современных собирателей искусство — не просто инвестиция, а сфера личной ответственности, они видят свою роль в развитии культуры.
Приятно отметить, что появляется всё больше женщин-коллекционеров. Если раньше дамы выбирали искусство, а финальное решение и оплата оставались за мужчинами, то сегодня женщины стали самостоятельными и активными участниками рынка.
Этот сдвиг связан и с глобальным переосмыслением роли женщины в обществе и сфере искусства. Я пару раз встречалась с предубеждением относительно женщин-художников: мужчины-коллекционеры считали, что их творческая карьера временна из-за возможности ухода в материнство, и в этом случае вложения в их работы окажутся неоправданными. Сейчас эта установка уходит в прошлое. Мировая арт-сцена активно восстанавливает значимость женщин-художниц. Эту позитивную тенденцию мы наблюдаем даже на нашем, относительно небольшом отрезке рынка. Художницы сегодня воспринимаются как полноценные и значимые авторы, чей творческий путь не прерывается с рождением детей, а их работы ценятся по достоинству.
Общий вид экспозиции выставки «Файл не найден»
Слева: текстильное панно из серии «Я желаю тебе» / инсталляция «Путь»
Инсталляция «Путь»
Что сейчас чаще всего формирует решение о покупке?
Можно выделить две основные стратегии приобретения искусства. Первая — коллекционерская. Она характеризуется вдумчивым подходом, где решение определяется не только визуальной и «вкусовой» составляющей, но и бэкграундом автора (в случае зрелых мастеров) или его амбициозностью (в случае молодых художников).
Вторая — интерьерная — носит более прагматичный характер и предполагает оценку произведения через призму его визуального соответствия интерьеру помещения.
Наша задача как галереи — работать с обеими категориями, предлагая решения, которые удовлетворяют как эстетические запросы, так и функциональные требования, тем самым стирая границу между «искусством для искусства» и «искусством для жизни».
Вы находитесь в креативном кластере DAA. Что даёт расположение галереи в дизайн-районе по сравнению с классическим white cube на отдельной улице — и что, наоборот, усложняет?
Расположение в Design District DAA — естественная возможность, соответствующая одной из наших стратегий продвижения искусства, а именно сотрудничество с архитекторами, дизайнерами и декораторами.
В Петербурге не так много пространств, подходящих для создания художественной галереи. Такая же ситуация была 7 лет назад, когда я искала помещение. Необходимо предусмотреть множество факторов — от атмосферы пространства, дизайна до логистики и возможностей разгрузки, монтажа и охраны.
Считаю, что у нас идеальное пространство для экспонирования искусства, сочетающее в себе высокие потолки, свет, стекло, бетон и кирпич. Такая индустриальная эстетика никогда не перетянет на себя внимание с искусства, а наоборот, отлично дополнит любое его проявление — от камерной керамики до больших текстильных панно.
Район, где мы находимся, пролегает между Невой и Охтой и обладает большим потенциалом: в ближайшей перспективе здесь будут возведены новые элитные жилые комплексы, а также мы ожидаем открытие многофункционального комплекса «Газпром нефти» на Охтинском мысе, который включит в себя исторический парк, выставочные залы и рестораны.
Инсталляция «Люблю нежно»
Общий вид экспозиции выставки «Файл не найден»
Слева: лист №11, «Работа над ошибками LOVE», из серии «Дневник» / объект из серии «Основано на реальных событиях, но не является действительностью»
Объект из серии «Основано на реальных событиях, но не является действительностью»
Слева: лист №27, «Теперь я разрешаю себе плакать!» / лист №29, «Слёзы бывают разные. Радости и печали»
Объект «Смех», из серии «Основано на реальных событиях, но не является действительностью»
Объект из серии «Основано на реальных событиях, но не является действительностью»
В вашей биографии — академия художеств имени Ильи Репина и кураторская подготовка. Как это сочетание влияет на отбор художников и работу с материалом, в том числе таким «интимным», как семейные хроники Афанасьевой?
Смесь академического репинского образования и актуальных кураторских практик, которые я получила в магистратуре Смольного, формирует взгляд, который позволяет оценивать художественные явления одновременно в исторической перспективе и в контексте текущих процессов. Это делает меня своего рода «всеядной», поэтому и людям хочется показывать разное. А также это избавляет от самоограничения узкой специализацией и позволяет галерее работать с широким спектром — от наследия ленинградских мастеров до исследований молодых авторов.
Конечно, на выбор художников влияют и мои личные предпочтения. С детства я интересовалась декоративно-прикладным искусством и несу эту любовь по сей день. Моя непосредственная вовлечённость в эту область, подкреплённая профессиональным знанием материала, обуславливает любовь к художникам, которые работают с темой памяти через вещественность, как Оксана Афанасьева, а также другие наши резиденты-керамисты — Майя Харитонова, Вера Латышева и Вика Утикалко.
Получается, что моя личная любовь к материалу, схожее чувственное мировоззрение с художниками в совокупности с ощущением трендов на арт-рынке влияет на пополнение коллекции галереи. И такой подход — это не откат к ремесленности, а отклик на актуальный художественный язык, который становится формой сопротивления клиповому сознанию.
Наша выставка и работа с художниками в целом попадает в мировой тренд обращения к материальному. Например, недавно в Лондоне прошла ярмарка современного искусства Frieze London, представившая художников разных поколений, где одним из основных трендов стало переосмысление истории и традиционных ремёсел.
В релизе выставки звучит мотив «восстановления утерянного файла». Что для вас сегодня «утерянный файл» на уровне институции: что из инфраструктуры или практик российского арт-поля нужно «восстановить», чтобы экосистема чувствовала себя устойчивее?
Думаю, что «утерянным файлом» (а скорее, даже ещё не обретённым) российской арт-сцены можно назвать системный подход к ведению галерейного бизнеса. И галеристы, и сотрудники, и непосредственно художники — все мы творческие люди до мозга костей, а это значит, что мы импульсивны, и во внутренних процессах случается хаос. Решением могло бы стать привлечение в индустрию большего количества специалистов в области маркетинга, что позволило бы галереям сконцентрироваться на концептуальных и содержательных вопросах выставочных проектов, потому что на деле мы разрываемся на части. Хотя жаловаться не приходится — результат удовлетворяет и нас, и наших гостей.
В большей степени меня расстраивает отсутствие программ государственной поддержки частных инициатив. В Германии, например, галереи, будучи важной частью культурной инфраструктуры, получают помощь от государства в виде компенсации арендной платы. Когда мне это рассказала берлинская галеристка русского происхождения, я не могла поверить в эти невероятные условия. Подобное финансирование дало бы галереям возможность реализовывать более смелые и масштабные проекты.
Хотелось бы особенно отметить, что в нашей стране и, в частности, в Петербурге существует недостаток галерей, выставочных площадок и институций, занимающихся просветительской деятельностью. Важно понимать, что в условиях формирующегося арт-рынка вопрос стоит не о конкуренции, а о совместном усилии. Каждая новая площадка не делит аудиторию, а формирует её, создавая целостную среду для культурного диалога. Только таким синергетическим путём мы сможем достичь общей стратегической цели — сделать современное искусство неотъемлемой и понятной частью городской культуры.
Инсталляция «Когда я вырасту, стану деревом»
Как вы выстраиваете баланс между представлением признанных авторов и продвижением молодых — и какая доля экспозиций и продаж сейчас приходится на восходящих звёзд?
Наша выставочная программа в значительной степени сфокусирована на продвижении молодых художников и актуальных высказываний, а зрелых художников продаём в основном через открытое хранение.
В коммерческом аспекте обе категории художников — признанные авторы и молодые таланты — пользуются одинаковым интересом. Разница заключается в принципах принятия решений о покупке. За «музейными» художниками «охотятся» в силу их репутации, рассматривая такие приобретения как более надёжную инвестицию. За молодыми авторами часто долго наблюдают, анализируют их выставочно-ярмарочный опыт и к приобретению подходят более взвешенно.
Если говорить о Петербурге: в чём локальная «повестка» города, с которой вы спорите или которую поддерживаете? Где Abramova Gallery на карте — между музеями, независимыми инициативами и коммерческими площадками?
Петербург — город с многолетней историей, и его «повестка» очевидно традиционная. В этом его колоссальная сила, притягивающая людей со всего мира. Наша задача — не спорить с этим культурным кодом, а вступить с ним в диалог. Мы работаем с наследием известных ленинградских мастеров и занимаемся актуализацией их практик. Стремимся показать, что искусство рубежа XX–XXI веков — не застывшая форма, а живая почва, из которой также может произрастать современное молодое искусство.
Основная функция Abramova Gallery — покупать и продавать искусство, то есть как институция мы относимся к коммерческим галереям. Нам очень приятно, что СМИ иной раз анонсируют и упоминают наши выставки между проектами Эрмитажа и Русского музея.
Кроме бизнес-задач, у нас есть задачи творческие и образовательные. Каждые два месяца мы открываем новую выставку и проводим параллельную программу — артист-токи, медиации, мастер-классы и т. д. Таким образом, деятельность галереи заключается в балансировании между искусством, бизнесом и образованием.