Диалог классики и этники: главные события виолончельного фестиваля Vivacello
Морин хуур, ребаб и «Молдавские вина»
Когда: 7 ноября, 19:00
Где: Концертный зал имени П.И. Чайковского
Открытие Vivacello по традиции обещает быть эффектным и запоминающимся. Его арт-директор, виолончелист с мировым именем Борис Андрианов в этом году сделал ставку на этнику, которая всегда манит и привлекает российскую публику. В программе на авансцену, конечно же, выйдет Ее Величество виолончель — голос царицы инструментов обретет мощь в романтическом сочинении «На море» итальянца Роберто ди Марино, колоритной фольклорной «Венгерской рапсодии» Давида Поппера и триптихе «Молдавские вина» Георгса Пелециса, написанного специально для этого концерта.
Но изюминками вечера станет уникальное звучание восточных, «заморских» инструментов: монгольского морин хуура (его продемонстрирует виртуоз Энхжаргал Дандарваанчиг) и арабского ребаба, который с помощью иорданского музыканта Фади Хаттара погрузит в особую медитативную атмосферу. Восточный «вайб» также можно будет ощутить в пьесе «Лонга Риада» египетского композитора Риада аль-Сунбати, после чего поймать энергичные ритмы Двойного концерта для виолончели и перкуссии с оркестром серба Нейбоши Живковича. Все это мультикультурное, мультижанровое великолепие прозвучит благодаря Московскому государственному симфоническому оркестру под управлением Николаса Краузе и блистательным солистам, в числе которых будет и сербский композитор. А искрометный конферанс ведущего Артема Варгафтика поможет слушателям выстроить свой маршрут этого захватывающего путешествия.
«Головокружение» от французского барокко
Когда: 10 ноября, 19:30
Где: ДК «Рассвет»
Первый камерный концерт Vivacello в ДК «Рассвет» посвящен музыке французского барокко. Которое не будет к публике жестоко, а наоборот – заинтересует любителей старины, архаики и артефактов европейской культуры. Здесь можно будет услышать необычное, специфическое звучание «родителей» рояля и гитары – клавесина и лютни, а также предшественницу виолончели – виолу да гамба. В программе объединились сочинения двух композиторов-виолистов того времени – Марена Маре и Жана де Сент-Коломба (чьи имена сегодня стали известны после выхода на экраны культового фильма «Все утра мира»), любовные рыцарские песни Мишеля Ламбера и Друара де Буссе, виртуозное клавесинное рондо «Головокружение» и многие другие редкости, которые оживут на сцене благодаря целому касту знатоков-музыкантов.
Румынские танцы
Когда: 11 ноября, 19:30
Где: ДК «Рассвет»
Второй камерный концерт фестиваля познакомит с исполнительским мастерством блистательного румынского виолончелиста Развана Сумы. У себя на родине он тоже проводит виолончельный фестиваль, а еще успевает преподавать в консерватории и гастролировать по всему миру. В ДК «Рассвет» артист будет играть на своем уникальном инструменте работы Шарля Адольфа Мокотеля – мастера, изготовившего его еще в начале XIX столетия. Вместе с пианистом Андреем Коробейниковым Разван Сума отправит слушателей в путешествие по Европе с остановками в Германии, Чехии и, конечно же, Румынии. Дуэт исполнит пьесы представителей этих стран: Шумана, Брамса, Энеску, Бартока, Дворжака и Мартину.
Лаборатория свободного творчества
Когда: 16 ноября, 19:00
Где: Рахманиновский зал Московской консерватории
На фестивале Vivacello всегда есть место экспериментам и неожиданным коллаборациям. В этом году за эти явления отвечает талантливая молодежь, которых под свое крыло забрала Всероссийская виолончельная академия. Лаборатория свободного творчества – совместный проект академии и фестиваля – объединит в себе черты мастер-класса, репетиции, импровизационного джема и собственно концертного выступления. Вместе с Борисом Андриановым и его коллегами (в числе которых оказался и лидер группы «СБПЧ» Кирилл Иванов) пять молодых виолончелистов устроят несколько захватывающих сессий – поединков поколения «миллениалов» и «зумеров». Прозвучит и классическая, и современная музыка, и этника, и электроника – словом, скучать не придется.
Виолончель и босанова
Когда: 19 ноября, 19:00
Где: Концертный зал имени П.И. Чайковского
На закрытии виолончельного пиршества в теплом семейном кругу встретятся произведения ушедших мастеров и сочинения современных композиторов. Подлинно романтический, экзальтированный Дуэт-концертино Рихарда Штрауса станет мостиком к чарующей по красоте «Истории танго» короля этого жанра Астора Пьяццоллы: сюита будет представлена в новой аранжировке для виолончели, гитары, перкуссии и оркестра. В Диптихе ныне живущего мэтра Ефрема Подгайца в центре внимания окажется инструмент домра – вернее, одна из самых популярных и ярких сегодня домристок Екатерина Мочалова. А яркой финальной точкой на карте Vivacello станет Концерт для виолончели с оркестром «Святые и грешники» американца Кори Аллена в редакции джазмена Леонида Винцкевича. Российский национальный оркестр под управлением Михаила Татарникова и худрук фестиваля Борис Андрианов покажут, что виолончель и босанова вполне могут не просто уживаться друг с другом, а создать уникальный синтез на стыке культур.
Подготовила Надежда Травина