«Послание к человеку»: лучшие фильмы фестиваля
Международный конкурс
«Поля падения»
Режиссёр Игорь Елуков
«Поля падения» — единственный российский фильм в международном конкурсе. Это монтажное кино, собранное режиссёром Игорем Елуковым из видео, выложенных в интернете. Автор записей по прозвищу Чечен и его бригада собирают отработанные ступени и двигатели ракет, запущенных с космодрома Плесецк. Ракетчики, как они сами себя называют, валят лес, чтобы добраться до обломков космических аппаратов, вытягивают их из болота и пилят на части, чтобы потом погрузить на вездеход и сдать на металлолом. Всё это происходит где-то на севере России в нулевые. За кадром звучат комментарии Чечена.
Работа Игоря Елукова могла бы считаться депрессивным доком про то, что мы все потеряли, но фильм оставляет другое впечатление. Хотя герои преследуют вполне прозаические, материальные цели, они не забывают иногда поднимать глаза вверх и смотреть в небо.
Национальный конкурс
«Приключения реального самурая в мире катастроф»
Режиссёр Лидия Канашова
Гран-при фестиваля, приз студенческого жюри
Валя — кудрявый обаятельный мальчик девяти лет. Однажды он перестаёт видеть на один глаз — перед ним, как он сам рассказывает, будто летают мухи или ползают змеи. Вместе с мамой мальчик едет к офтальмологу. В больнице он сталкивается с другими детьми, которые спрашивают, почему он с трудом ходит и даже не может удержать равновесие.
Режиссёр Лидия Канашова, по совместительству мама Вали, на церемонии награждения сказала, что с точки зрения кинематографа у фильма нет больших достоинств (она сняла его на телефон), но его сильная сторона в том, что он гуманистический. Для жюри и зрителей этого, очевидно, оказалось достаточно.
Это трогательный, снятый с безусловной любовью портрет ребёнка с проблемами опорно-двигательного аппарата. Но Валя — не просто милый мальчик, которого хочется пожалеть, он настоящий герой, неунывающий, оригинально мыслящий, отвечающий взрослым не по-детски мудро. И хочется безоговорочно верить, что он справится и со змеями, мешающими ему видеть, и с другими монстрами на своём пути.
«Двери закрываются»
Режиссёр Яна Исаенко
В Московском метрополитене есть свой любительский хор: кассиры, машинисты, работники станций и сотрудники технических служб по вечерам собираются, чтобы разучивать вокальные номера. К выступлениям они относятся, как и профессиональные артисты, со всей серьёзностью: долго готовятся, а на концерт надевают парадную форму. Для них хор — и любимое хобби, и возможность встретить друзей. Вместе они отмечают дни рождения, ездят на природу и обсуждают новости. Поворотным моментом становятся гастроли в Крыму, где они неожиданно выступают на патриотическом шоу с танками, пиротехникой, инсценировкой боев и портретами Сталина. После этого часть героев уходит из хора.
Режиссёр Яна Исаенко делает любопытную вещь: она берёт такую огромную корпорацию, как Московский метрополитен, а потом показывает по отдельности тех, кто её составляет. Да, герои носят одинаковую форму, но у людей в этом хоре разные голоса, и они по-разному оценивают то, что происходит и на работе, и в стране, и в мире. И метрополитен таким образом оказывается копией общества в миниатюре.
Программа In Silico
Бонус-трек: «Нева»
Режиссёр Елизавета Жарикова
Приз «Серебряный Кентавр», приз жюри прессы
Черно-белый короткий метр начинается с ряби на водной глади (предположительно, Невы). Затем природные формы переходят в формы архитектурные: панцирь улитки, ползущей по набережной, превращается в витую лестницу и своды домов. «Нева» не получила призов на фестивале, но это один из самых ясных и красивых фильмов в экспериментальной программе In Silico, с отличной операторской работой. Город (и вся цивилизация) постепенно возникает из природы. И, как демонстрируют последние кадры этого фильма, вернутся в природу.