Лучшее за неделю
7 ноября 2025 г., 18:04

Вещь недели: золотой унитаз «Америка»

Читать на сайте

Тащить сантехнику в музей придумал не Каттелан. Марсель Дюшан провернул этот фокус больше ста лет назад. Он взял готовый писсуар, назвал его «Фонтаном» и заставил мир спорить о том, что такое искусство и где, собственно говоря, проходят границы. Каттелан действует иначе. Он не меняет контекст, а берёт самую утилитарную вещь и доводит её до полного абсурда, создавая из самого нелепого для этой цели материала.

Имя этому объекту он дал хлёсткое — «Америка». В 2016 году унитаз дебютировал в музее Гуггенхайма в Нью-Йорке. Его не поставили на пьедестал. Его просто установили в маленьком общественном туалете на пятом этаже, заменив обычный фаянсовый. Любой посетитель, купивший билет в музей, мог воспользоваться золотым троном по прямому назначению. Очереди к нему растягивались на два часа и были длиннее, чем к полотнам Кандинского. За год шансом «сходить по-богатому» воспользовались более ста тысяч человек, каждый из которых получал свой приватный опыт с объектом искусства. Это была идеальная, оглушительная сатира на общество потребления, на «золотой миллиард», на саму идею роскоши, которую посетители музея буквально смывали в канализацию.

В 2018 году Белый дом запросил у Гуггенхайма картину Ван Гога «Пейзаж со снегом» для украшения личных апартаментов президента Дональда Трампа. Куратор музея Нэнси Спектор ответила вежливым отказом. Вместо Ван Гога она предложила Белому дому «Америку». Она отметила, что художник «хотел бы предложить его президенту» и что эта вещь — «глубокая сатира на избыточность». Белый дом от такого предложения отказался.

Но спустя год золотой трон одолжил Бленхеймский дворец в Англии, родовое гнездо герцога Мальборо. Дворец, помимо прочего, известен тем, что в нём родился Уинстон Черчилль — унитаз установили ровно напротив детской комнаты премьер-министра. Но с туристическими очередями в уборную на этот раз не сложилось. Спустя два дня после установки группа решительных джентльменов вырвала его из системы водоснабжения и унесла в неизвестном направлении. Грабители действовали грубо, поэтому кража «Америки» вызвала серьёзный потоп, повредивший исторические интерьеры дворца XVIII века.

Полиция так и не нашла знаменитый унитаз. Скорее всего, «Америку» давно переплавили на банальные слитки. И кто-нибудь носит сегодня украшения или красивые зубные коронки, не подозревая, что это — частичка современного искусства.

Лот, что всплыл на этой неделе на Sotheby's, — авторское повторение, попытка продать саму идею во второй раз. Впрочем, «Америка» — не единственный элемент в ироничной вселенной Маурицио Каттелана. В 1999 году художник шокировал мир, создав реалистичную восковую фигуру Папы Римского Иоанна Павла II, сбитого метеоритом («Девятый час»). В 2001-м он выставил крошечного, коленопреклонённого Адольфа Гитлера (“Him”). А всего через несколько месяцев после кражи золотого унитаза, в 2019-м, Каттелан заставил арт-мир взорваться, приклеив обычный банан скотчем к стене на выставке Art Basel и назвав эту работу «Комик». В прошлом банан был продан за $6,2 млн.

Все эти вещи объединяет одно: они не о форме или технике, они — о цинизме и о том, как легко мир искусства покупается на шутку. Каттелан раз за разом проводит один и тот же тест: «Насколько широки границы абсурда?»

И с каждым новым лотом, будь то унитаз или фрукт, мы убеждаемся: очень широки.

Автор: Ольга Обыденская

Обсудить на сайте