Лучшее за неделю
11 ноября 2025 г., 15:54

Искусство прямого действия: гид «Сноба» по перформансам

Читать на сайте

Dance Dance Immolation (2005) — Interpretive Arson

Арт-группа Interpretive Arson берёт за основу популярный танцевальный автомат Dance Dance Revolution и превращает его в по-настоящему рискованный аттракцион. Участник, облачённый в огнеупорный костюм, должен в точности повторять движения на экране. Любая ошибка, неверный шаг — и расположенные вокруг танцпола форсунки выстреливают в него потоками пламени. Так безобидное развлечение из торгового центра перерастает в поединок с огненной стихией, где ставка — не игровые очки, а физическая безопасность.

Этот перформанс напрямую говорит о цене ошибки в нашем всё более виртуальном мире. Тело танцора становится одновременно и джойстиком, и мишенью, а зритель наблюдает не просто за танцем, а за борьбой человека с безжалостным алгоритмом.

Speak That I Can See You (2007) — VestAndPage

В перформансе «Заговори, чтобы я тебя увидел» художники Андреа Паньес и Верена Стенке любезно предлагают зрителю свои обнажённые тела в качестве холста. На протяжении нескольких часов они стоят или лежат неподвижно, и каждый желающий может оставить на их коже след — надпись маркером, отпечаток ладони или рисунок. Зритель получает полную (с некоторыми, разумеется, оговорками) власть над телом художника.

Название перформанса цитирует Сократа, и в этом заложен его смысл. Зритель «говорит» своим прикосновением, рисунком или словом, и это высказывание раскрывает его самого — его нежность, агрессию или смятение. Граница между личным и публичным стирается в самом прямом, физическом смысле. Кожа артистов превращается в коллективный дневник — сиюминутное состояние общества, собранного в отдельно взятой комнате.

Payback (2009) — Aman Mojadidi

Художник Аман Моджадиди, одетый в форму афганского полицейского, устанавливает фальшивый блокпост на одной из улиц Кабула. Всё выглядит абсолютно достоверно: заграждения, знаки, человек в форме и с автоматом. Водители инстинктивно готовятся к худшему — придиркам, проверке документов и требованию взятки. Но строгий Моджадиди, проверив бумаги, делает немыслимое. Он протягивает водителю купюру со словами: «Спасибо за вашу честность» — и желает счастливого пути.

Название перформанса, «Расплата», объясняет его суть: это символический возврат долга простым людям за годы поборов и унижений. Моджадиди берёт весь арсенал власти — униформу, блокпост, оружие — чтобы вывернуть логику наизнанку. Отлаженный коррупционный механизм даёт сбой и начинает работать в обратную сторону. Искусством здесь становится не какой-то объект, а само это вторжение в реальность и ошеломлённая реакция водителей, которые на мгновение видят, что привычный порядок вещей может быть устроен совершенно иначе.

Rain Room (2012) — Random International

Коллектив Random International помещает зрителя в пространство тотального, непрекращающегося ливня. Вы входите в тёмное помещение, где с потолка падают плотные потоки воды, но ни одна капля не касается вас. Высокоточные датчики отслеживают каждое движение и создают вокруг вашего тела невидимое силовое поле — островок сухости посреди стихии. Это почти мистическое переживание: возможность пройти сквозь стену дождя, управляя природой одним лишь своим присутствием, жестом или медленным шагом.

Здесь технология работает как инструмент, обостряющий наши органы чувств. В обычной жизни мы редко задумываемся о том, как движется наше тело в пространстве. А в «Комнате дождя» каждый шаг становится событием. Вода расступается, как бы обозначая невидимую границу вашего личного пространства. Этот перформанс возвращает нас к базовому ощущению собственного тела и его взаимодействия со средой.

SOUND UP: «Репетиция оркестра» (2023)

Два года назад на фестивале SOUND UP исчезла граница между сценой и партером: зрителей посадили на стулья, расставленные прямо между музыкантами оркестра. Идея принадлежала Евгении Лассарь, соосновательнице SOUND UP и основателю PERFORMA(R). Для участников такого эксперимента музыка распадается на составляющие: затылком чувствуешь дыхание флейтиста, в метре от себя видишь, как напрягается рука скрипача, слышишь тихие реплики, которыми обмениваются музыканты — в общем, становишься свидетелем сборки концерта, со всеми техническими шероховатостями, спорами и живыми человеческими реакциями.

Представление следовало сценарию фильма Феллини, чьё название оно и повторяет. Действие начиналось как открытая репетиция — с остановками, комментариями дирижёра и повторами отдельных фрагментов. Постепенно рабочий процесс перерастал в полноценное концертное исполнение. Зрителю, чтобы он не потерялся внутри этого звукового механизма, вручали специальную партитуру-путеводитель, которая помогала следить за ходом репетиции и понимать логику происходящего.

PERFORMA(R) SILENT OPERA (2025)

24 ноября музыкальный фестиваль PERFORMA(R) вторгнется в одно из самых тихих мест Москвы — читальные залы Российской государственной библиотеки. Артисты — певцы и музыканты с аутентичными барочными инструментами (лютней, виолой) — расположатся не на сцене, а среди читальных столов. Музыкальное полотно, созданное композитором Николаем Поповым, соединит классические арии Генделя и Монтеверди с современным электронным звучанием.

Этот перформанс сталкивает два мира с противоположными правилами. Библиотека требует сосредоточенной неподвижности и безмолвия, опера — громкости, жеста и коллективного эмоционального отклика. Организаторы намеренно сломают оба этих канона.

Автор: Ольга Обыденская

Обсудить на сайте