Лучшее за неделю
17 ноября 2025 г., 09:43

Код Голицына. Как «Дикий барин» вдохновил создателей мультимедийного музея вина

Читать на сайте

За каждым бокалом хорошего вина стоит нечто большее, чем технология или сорт винограда. В нем — история земли, характер людей, их стремления и идеи.

Думая о культурном центре для эногастрономического кластера «Белый мыс», мы поняли, что просто рассказывать о виноделии мало. Нужно было показать, что культура вина в России не мимолетный тренд, а часть нашего культурного кода. 

И у этого кода есть имя — князь Лев Сергеевич Голицын.

Голицын — важная фигура в истории российского виноделия: его называют «отцом русского шампанского» и «князем-виноделом». Образованный аристократ, с богатой родословной, огромным состоянием и большими амбициями, он посвящает всего себя идее большого русского вина. Идее, которая в конце XIX века казалась безумием, — создать вино, способное не просто соперничать с лучшими образцами Франции, но и стать самостоятельным сильным брендом на мировой арене.

Голицына не просто так называли «диким барином». Он был визионером, ученым, настоящим первооткрывателем. Голицын первым в России заговорил о терруаре, о том, что вино — это «продукт местности». Он заложил целую научную школу, собрав и испытав на крымской земле сотни сортов винограда, чтобы найти те самые — идеальные. Его история — это путь новатора. В 1900 году на Всемирной выставке в Париже голицынское игристое из имения Новый Свет вслепую выигрывает Гран-при, обходя признанных французских грандов. Это был не просто триумф, а дерзкий вызов, доказательство того, что сверхъестественная уверенность Голицына в своей идее была не пустой бравадой. Рассказать такую историю — значит отдать дань уважения не только одному человеку, но и всей отрасли, которой он положил начало.

Но как говорить о такой личности языком музейной экспозиции?

Наша миссия — не просто просвещать, а вдохновлять и увлекать. Поэтому через биографию князя мы хотели показать историю всего российского виноделия — богатую и во многом еще не известную широкой аудитории. Здесь можно не только увидеть винодельческие прессы XIX века или легендарные дубовые буты из «Инкермана», но и «пролететь» над виноградниками в мультимедийной зоне, почувствовать ароматы, которые закладываются в вино на разных этапах его создания, посмотреть кинохронику с кадрами царской семьи в Ливадии или знаменитый новогодний тост Юрия Гагарина с бокалом советского шампанского. Мы хотим рассказать о виноделии как о цельном культурном явлении, в котором значимо все: как производили вино, как оценивали профессионалов, какие ритуалы, образы в искусстве и массовой культуре связаны с вином. Поэтому идея музея во многом пересекается с миссией «Белого мыса» — развивать винную культуру и повышать к ней интерес.

Мы собирали нашу коллекцию с нуля, по крупицам. Каждый экспонат — это ключ к эпохе. Вот старинная металлическая голица — рукавица, давшая имя княжескому роду. А вот наша особая гордость — материалы из книги отзывов Голицына. Эта рукопись никогда не публиковалась, и страницы, которые увидят наши гости, — настоящий эксклюзив, прямое, без преувеличения, прикосновение к истории.

Голицына мы стараемся показать как многогранного, порой противоречивого человека, который смог объединить в себе предпринимательскую хватку, научное чутье и почти фанатичную веру в свое дело. Такой прорыв, какой он совершил, был под силу только личности невероятного масштаба.

Голицын говорил: «Вино — это люди». И эта фраза стала для меня главной. Воспитанники его школы позже стояли у истоков «Массандры», «Инкермана» и других культовых хозяйств. Сегодня наш музей продолжает традицию объединять людей. После открытия мы планируем проводить «Голицынские чтения», фестивали и лекции, чтобы создать живое сообщество, которому интересна винная культура.

Для меня работа над этим проектом стала поворотным моментом в восприятии темы. Мы с командой глубоко изучили традицию, которую я воспринимала как нечто естественное. Сейчас я понимаю, как традиции виноделия в России, винный туризм и другие культурные аспекты развивались на протяжении столетий благодаря кропотливому труду и вкладу неравнодушных людей.

И мы хотим, чтобы каждый наш гость, выйдя из музея, начал видеть российское вино иначе. Ведь мы рассказываем не только историю напитка, но и историю страны, людей, идей и стремления к совершенству.


111-й номер «Сноба» продается в интернет-магазинах  Ozon и Wildberries, а также в Cube.Market, «Азбуке вкуса», «Глобус Гурмэ», Spar и других торговых сетях. 

Журнал представлен в бизнес-залах терминала С аэропорта Шереметьево, в бизнес-залах S7 аэропортов Домодедово и Толмачево (Новосибирск), в VIP-зале аэропорта Пулково, а также в поездах «Сапсан». 

Свежий выпуск также можно найти у партнеров проекта «Сноб»: в номерах отеля «Гельвеция», в лобби гостиниц «Астория», «Европа», «Гранд Отель Мойка 22», Indigo St. Petersburg-Tchaikovskogo; в ресторане Grand Cru, на Хлебозаводе, в Палатах на Льва Толстого и арт-магазине CUBE, в арт-пространстве BETON и на площадках Товарищества Рябовской мануфактуры.
Обсудить на сайте