Лучшее за неделю
Иван Адоньев
21 ноября 2025 г., 13:17

Татьяна Ким обвинила крупнейшие банки в давлении на маркетплейсы

Читать на сайте

Основательница Wildberries и глава объединённой компании Wildberries & Russ Татьяна Ким заявила, что инициатива крупных банков запретить маркетплейсам устанавливать скидки, привязанные к способу оплаты, направлена на вытеснение конкурентов. По её словам, такие ограничения ускорят рост цен и ухудшат условия для покупателей.

Речь идет о требованиях пяти системообразующих банков — «Сбера», ВТБ, Альфа-Банка, Т-Банка и Совкомбанка. По словам Ким, эти банки ведут «агрессивную публичную и кулуарную кампанию», направляя письма в парламент и организовывая закрытые встречи с регуляторами. 

«Как мы видим, многие банки пытались сделать маркетплейсы, но у них не получилось. За это, конечно, надо наказать Ozon и WB, а самое главное — миллионы потребителей», — заявила основательница Wildberries. Она подчеркнула, что низкие цены на маркетплейсах достигаются благодаря выстраиванию эффективных цепочек поставок и исключению посредников, а не за счет недобросовестных практик.

Ким отметила, что сами банки активно используют скидочные и бонусные программы в своих сервисах. Например, у «Сбера» работают площадки «Мегамаркет» и сервисы доставки «Самокат» и «Купер» со своими бонусами и скидками. Альфа-Банк и Т-Банк также развивают собственные маркетплейсы с программами лояльности. Почти все крупнейшие банки предоставляют скидки на ипотеку и повышенный кешбэк зарплатным клиентам.

Основательница Wildberries заявила, что банки получают больше возможностей, чем торговые платформы — им разрешают собственные программы лояльности и маркетплейсы, тогда как у электронных торговых площадок «пытаются забрать право» развивать свои финансовые сервисы. Ким призвала кредитные организации перейти к равным правилам игры, где интересы пользователей будут первичными. 

В Ozon рассказали «Снобу», что пять банков в своём письме «очень однозначно артикулировали предложение запретить на маркетплейсах любые скидки, бонусы и кэшбеки в принципе». По оценке компании, такое решение ударит по кошельку как минимум 85 млн пользователей и затормозит развитие сотен тысяч предпринимателей.

В Ozon считают, что резкая смена позиции банков показывает, что цель этих предложений — ограничить работу крупных цифровых платформ, что ухудшит условия для жителей страны и снизит доступность товаров. «При этом сами банки постоянно продвигают свои кэшбеки, не предоставляя их, например, при оплате через СБП», — отметили в компании. 

Компания напомнила, что ещё в октябре 2025 года открыто предложила всем банкам участвовать на равных условиях в её программе лояльности и инвестировать в выгоды для пользователей. Сейчас, уточнили в Ozon, эту идею «в формате очень конструктивного диалога» обсуждают 17 банков. В компании подчеркнули, что «Ozon Банк» работает в программе на тех же условиях, что и остальные участники.

В «Сбер», ВТБ, Альфа-Банк, Т-Банк и Совкомбанк уточнили, что увязка скидки с конкретным платежным инструментом ограничивает выбор покупателей. По их словам, акции должны быть доступны всем независимо от выбранного способа оплаты или банка, чья карта используется. Ранее глава Центробанка Эльвира Набиуллина также заявила, что цена товара на маркетплейсе не должна меняться в зависимости от способа оплаты.

Обсудить на сайте