Лучшее за неделю
27 ноября 2025 г., 13:02

«Игра интересов» в РАМТе: постановка Алексея Бородина, где у комедии и войны одна сцена

Читать на сайте

На первый взгляд кажется, что Алексей Бородин решил объединить в одном спектакле то, что никак сосуществовать не может. Ироничная комедия положений Хасинто Бенавенте (1907 год) о любви и расчёте, проделках двух мошенников, и окопная драма Роберта Шерриффа о Первой мировой войне (1928 год). Как это сложить? Но на деле оказывается, что режиссёру это удаётся самым эффектным образом.

На сцене — типичная гостиная в доме богатого вельможи (художник Максим Обрезков), словно созданная для светских приёмов, лёгкой болтовни, роскошных женщин, помахивающих веерами, и мужчин в элегантных костюмах, попивающих виски. А весь задник занимает четвёртая картина «Крушение» Томаса Коула из цикла «Путь империи» — огромное яркое полотно — буря, шторм, вражеские войска врываются в осаждённый город.

Начинается спектакль с истории двух друзей — Леандра (Андрей Лаптев) и Криспина (Иван Юров) — они прибывают в некий городок без гроша в кармане с целью поправить там свои дела. Криспин выдаёт себя за слугу Леандра. Сюжет развивается стремительно, в духе комедии дель арте. Среди персонажей есть известные всем маски: двое влюблённых — Сильвия (Полина Каленова) и Леандр, их слуги Коломбина (Александра Розовская) и Криспин, есть тут и Панталон (Алексей Маслов), и Капитан (Алексей Бобров в паре с Дмитрием Бурукиным), и Арлекин (Виктор Панченко) и др. Да и сами перипетии сюжета напоминают нам принципы комедии дель арте. Главный злодей, отец героини, Полишинель (Александр Гришин), всячески препятствует счастью дочери, которая желает выйти замуж за Леандра. Последний же, изначально притворяясь, в итоге по-настоящему влюбляется в Сильвию. Финал, как водится, счастливый: отца удаётся уговорить, молодые получают приданое, а Криспин больше не притворяется слугой и отправляется на поиски своего счастья.

Внезапно по ходу действия комедии полотно на заднике отодвигается, а за ним зрителю открывается мрачная картина окопной жизни: на больших серых камнях расположились солдаты британской пехотной роты, ожидающие приказа. События этого второго, сквозного действия уместились в три дня — на дворе март 1918 года, конец Первой мировой войны, германские войска готовятся к операции «Михаэль», предполагающей разгром Антанты на Западном фронте.

В отличие от ярких красок, которыми изобилуют сцены комедии, военные сцены как будто окутаны дымкой от пороха, погружены во тьму. Разговоры солдат неторопливы, и поначалу сводятся к обсуждению бытовых мелочей.

Первый и второй план сменяют друг друга. То зритель наблюдает за весёлой комедией положений, то за суровой армейской жизнью. И персонажи тоже становятся немыми свидетелями сцен из параллельной, другой реальности.

И чем пуще закручивается интрига в Испании, тем мрачнее становится атмосфера в блиндаже. Капитан Стенхоуп (Максим Керин в паре с Даниилом Шперлингом) отправляет в опасный поиск с заданием непременно добыть «языка» своего друга лейтенанта Осборна (Тарас Епифанцев) и совсем юного, только попавшего на фронт лейтенанта Рали (Максим Заболотный в паре с Иваном Канонеровым). Фактически он отправляет их на верную смерть. Тут взрываются снаряды, жизнь каждого может в любой момент оборваться, солдаты пьют с горя, подвержены нервным срывам.

Контраст между двумя действиями выражается и в игре актёров: яркая, фарсовая манера первых — и глубокое проживание, игра на полутонах, тончайшая прорисовка нюансов — у вторых. Особенно выделяются тут Осборн — спокойный, опытный, справедливый, мудрый; Рали — искренний, вспыльчивый, готовый на подвиг; капитан Стенхоуп — топящий боль в алкоголе, но верный своим принципам, честный, открытый.

Ближе к финалу в пространстве спектакля происходят перестановки: война выходит на первый план. Взрывы гремят уже не в глубине, а на авансцене, солдаты перепрыгивают через рамку, отделяющую их от пространства гостиной, и оказываются прямо перед зрителями, тогда как персонажи «Игры интересов» собираются плотной группой в «бывших» окопах. Война врывается в нашу повседневность, не спрашивая разрешения, просто потому что это закон жизни и смерти. И зритель в этот момент осознаёт, что как бы ни отгораживались люди от сводки новостей, как бы ни пытались жить свою привычную жизнь, ужасы и катастрофы неминуемо аукнутся и им, отзовутся глухим эхом — может, пройдут по касательной, но заденут, заденут на живое.

Финал обоих сюжетов: один — счастливый, второй — трагичный, показывает зрителю, что у каждой медали есть оборотная сторона, когда за неприхотливой жизнью одних скрывается суровая реальность других, за весёлыми шутками — боль и страх, за жизнью — смерть, и всё это завязывается в тугой узел, распутать который никому не под силу.

Автор: Дарья Андреева 

Обсудить на сайте