Мария Смирнова Фото: Иван Филюшин / пресс-служба Roots Flowers
Зная ваш бэкграунд (Мария окончила Тимирязевскую академию — Прим. ред.), странно задавать вопрос, почему именно цветы, но очень интересно узнать, как бренд Roots Flowers создавался?
Все верно, точка отсчёта — я и моё образование. Любопытно, как студенческие подработки, связанные с цветами, могут стать делом жизни благодаря любви! Сначала я создала первый бизнес — небольшой магазин цветов в своём родном городе, так сказать, вернулась к корням. Пока все в Коврове продавали хризантемы и лилии, я рисковала как могла и везла диковинные ландыши, подсолнухи и другие цветы, которых в городе не было. Через два года я достигла потолка и вернулась в Москву, где открыла Roots Flowers, — ещё два года потребовалось на выход в Санкт-Петербург. С этого началось становление бренда.
То, что вы начинали в Коврове, — символично, но звучит сложно: редкие цветы с коротким сроком годности в городе, где раньше на них не было спроса. Почему вы выбрали именно такую стратегию?
Своей аудиторией я определила тех людей, которые живут не только в пределах города, но и путешествуют, имеют деньги и эстетический вкус. И качество вкуса — не вопрос географии, а скорее насмотренности, она даёт желание увидеть, узнать, получить большее. Условно — не довольствоваться розами в целлофане, а иметь возможность приобрести оригинальный, стильный букет. В любом городе часть населения разделяет эти ценности, и Ковров — не исключение: люди откликнулись спросом на моё экзотическое предложение. Стоит отметить, что эта стратегия значительно поменяла местный рынок.
Букеты ко дню города Москвы Фото: Иван Филюшин / пресс-служба Roots Flowers
Букеты ко дню города Москвы Фото: Иван Филюшин / пресс-служба Roots Flowers
Букеты ко дню города Москвы Фото: Иван Филюшин / пресс-служба Roots Flowers
Кстати, об этом. Каким был десять лет назад московский цветочный рынок?
Ситуацию можно описать как довольно контрастную. С одной стороны — интернет-магазины с обычными, буквально примитивными букетами, с другой — салоны, где именитые флористы-чемпионы собирали что-то роскошное за огромные деньги, а также небольшой сегмент студий с авторскими букетами. Нам удалось предложить рынку что-то новое — удобный сервис, где ты можешь заказать не просто цветы, а тематический букет в формате готового решения без лишних вопросов и уточнений, буквально в несколько кликов. Сейчас — это база, но раньше — уникальное предложение.
Эстетика и высокий сервис проявлялись и в работе над «продуктом» — например, ставшая классической форма кулька для букетов была придумана в Roots Flowers, — и во внимании к деталям. При заказе букета можете быть уверены: мы подумали обо всём — как утеплить цветы, как курьер будет их везти, насколько удобна переноска, есть ли одноразовая ваза, инструкция по уходу и фирменная открытка.
Вы говорили, что название Roots для вас — про укоренённость бренда в жизни покупателей и устойчивую связь с ними. А какая у вас самой личная точка опоры — ваш внутренний «корень», на который вы опираетесь?
Цветы — очень сложный, хрупкий продукт, а ещё у тебя нет праздников в обычном понимании, ты всё время в работе и держит только любовь к цветам, команде, бренду. Это вдохновляет меня.
Кажется, что вас вдохновляют задачи со звёздочкой. Расскажите про вызовы, которые были на старте проекта?
Вызовы были не только на старте. Они есть постоянно: то подвёл поставщик, то под санкциями те или иные цветы. Из недавнего — закрытые границы и фуры, которые не пускают, а в городе — ни цветка! Но даже если что-то происходит не так, то нужно искать пути решения — это мы и делаем!
В идеале как хотели вырасти и какие цифры хотели увидеть?
Не было цели занять рынок, но всегда был важен рост и развитие. Я смотрю не на других, а на то, каким бренд был раньше, что растут не только цифры, но и качество, эстетика. Мы всё время заняты усовершенствованием продукта, сейчас предложение есть на любой бюджет: от 3990 за букет-комплимент до условно 50 000 для значимого повода или когда нужно произвести впечатление.
Раньше цветы были праздничной или печальной стороной жизни, сейчас они вошли в нашу повседневность на постоянной основе. Почему так произошло и действительно ли цветы — это база?
Верно, культура потребления изменилась, и это произошло в пандемию: люди стали иначе относиться к своим домам, и случился бум на цветы, домашние растения, предметы декора. Переосмысление, замедление, желание украшать свой быт — всё это результат того, что мы оказались дома, увидели его по-новому. Также социальные сети сформировали новые стандарты эстетики — и вот, перезагрузка общественного мышления, породившая хорошую привычку. У меня самой появилась традиция: каждую пятницу ставлю в вазу новый букет.
Давайте о букетах и ваших инновациях. Сначала вы первыми стали предлагать букеты-кульки, затем делать коллекции по сезонам и выпускать дропы. Как вы сами описали бы творческий код Roots Flowers?
Через какое-то время в бизнесе, где всё появляется и сразу копируется, начинаешь терять свою идентичность. Для меня важно наличие собственного места под солнцем и пестовать то, чем мы отличаемся. Захотелось чего-то большего, чем просто букеты, и мы с креативной командой год назад стали разрабатывать коллекции. У каждой — своя идея, визуал и цветы с коротким сезоном, с которыми раньше опасались работать. Мы перестроили процессы в отделе закупок и производства, благодаря этому смогли обновлять коллекции чаще, чем обычно. Это не просто букеты, а цветочные истории, рассказанные через метафоры и цветы.
Всё началось с Silk touch (весна–лето), вдохновением стали сезонные цветы, пастельные цвета и нежные фактуры. Затем была коллекция Moon в оттенках бургунди, наполненная яркими сочетаниями, восточный дроп Circle зимой и летнее буйство красок — «Wonderland».
К десятилетию бренда вы выпустили коллекцию Ten, нельзя не отметить красивый пиар-заход — ваши интервью с друзьями бренда, беседы о кино, которые предваряли её выход. Почему именно голливудский шик?
10 лет — большая дата, хотелось чего-то эпохального, роскошного, соединяющего классику с мимолётной красотой цветка.
Создать букеты с характером и стилем, который вне времени, — именно такими были Одри, Мэрилин, Элизабет и другие актёры, относящиеся к «золотому веку Голливуда». Кстати, мы в прямом смысле добавили немного золотых деталей — казалось бы, китч, но элемент идеально вписался и напоминает об «Оскаре», Пальмовой ветви.
Эстетика контента и его новые формы тоже для нас важны, мы хотим продвигать свои стандарты красоты через эмоции. Именно поэтому записали интервью, а в качестве промо прислали друзьям бренда рассылку с хлопушками, любимыми героями получателя, созданными ИИ. Цель — идти к эмоциональной связи со своими покупателями, дарить яркие эмоции, чтобы тебя не только заметили, но и запомнили.
Коллекция буктов Ten Фото: Иван Филюшин / пресс-служба Roots Flowers
Коллекция буктов Ten Фото: Иван Филюшин / пресс-служба Roots Flowers
Самый неожиданный запрос от клиента?
Есть максимально необычные — типа британского флага, матерного слова, выложенного розами, или похоронного венка на день рождения в рамках тематической вечеринки.
Есть и милые истории: например, муж моей подруги ухаживал за ней нашими букетами — сейчас они уже женаты, а Roots Flowers сопровождает годовщины, рождение дочерей.
Или клиентка, которая заказывает себе букеты каждый день — думаю, для неё это медитация и самый красивый момент дня!
Какой букет можно назвать безвкусным? Условные 101 роза или цветы в человеческий рост? Где ваша линия снобизма?
Она подвижна, судя по нашей золотой концепции в Ten!
Есть вещи, которые удивляют — скажем, ты подписан на модного блогера с красивыми сторис, а она идёт куда-то с совсем немодным по форме и упаковке букетом. Для меня букет — часть образа, он должен соответствовать вам, теме, дресс-коду, статусу.
Фото: Иван Филюшин / пресс-служба Roots Flowers
Фото: Иван Филюшин / пресс-служба Roots Flowers
Фото: Иван Филюшин / пресс-служба Roots Flowers
Фото: Иван Филюшин / пресс-служба Roots Flowers
Возможно, не в ближайшем будущем, но тренд на устойчивое развитие и этичное потребление дойдёт и до нас. Как в вашем бизнесе интегрирована эко-повестка?
Эко-повестка в цветах — не основное направление сейчас, но для меня важное! Стараемся заменять синтетические материалы и плёнку крафтом и бумагой — да и букеты без упаковки сейчас тренд!
Ещё мы поддерживаем локальные бренды. А вы знали, что хрупкие и нежные георгины, прекрасные тюльпаны и хризантемы выращивают в России?