Лучшее за неделю
3 декабря 2025 г., 10:02

Мир Щелкунчика: 7 постановок, которые по-разному рассказывают рождественскую историю

Читать на сайте

«Щелкунчик. История, которую ты не знал»

Где: театр «Особняк Дашков 5»

Когда: ​​ 5–7, 11–14, 18–21, 25–31 декабря; 3–11 января

Иммерсивного «Щелкунчика» придумали хореографы шоу «Танцы на ТНТ» — Алексей Карпенко и Гарик Рудник. Классический сюжет Гофмана слегка изменили, и получилась история о столкновении волшебного и реального мира. Главная героиня, Клара, осталась в одиночестве после ссоры — кукольник Гофман спрятал созданные им игрушки на чердаке. Мышь утащила Щелкунчика. Теперь дети Клары хотят их помирить. Это путешествие по сказке и одновременно — по разным мирам. На каждом этаже особняка — свой, и зрители могут решить заглянуть сначала к Дроссельмейеру, Гофману или Мышиной королеве. Разумеется, не обойдётся и без музыки Петра Ильича Чайковского — здесь она звучит в интерпретации Отти Роуджа.

«Щелкунчик»

Где: Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко

Когда: 20 декабря – 4 января 

Автор хитов Большого театра — «Нуреева» и «Чайки» — Юрий Посохов когда-то танцевал в «Щелкунчике» партию Принца. Спустя много лет, решив создать собственную постановку, он, по его собственному выражению, поставил семейный спектакль, объединяющий разные поколения. Так и вышло. Его балет для детей — рождественская сказка, для родителей — романтическая история с толикой жути, для старшего поколения — воспоминания об их первых походах на «Щелкунчик». Музыка Чайковского здесь становится проводником по сказке Гофмана — не случайно действие на сцене происходит в декорациях огромной книги с объёмными «картинками», страницы которой листает Дроссельмейер.

«Щелкунчик»

Где: театр на Таганке

Когда: 21, 27, 28 декабря; 3–5 января

Инсценировку по мотивам сказки Гофмана написал драматург Ринат Ташимов — он перенёс действие в Россию начала XX века. А поставил её режиссёр Георгий Сурков, номинант «Золотой маски» за спектакли «Как растут ананасы» и «Фантазии Фарятьева» в «Современнике». На первый взгляд всё вполне традиционно: музыка Чайковского, узнаваемая сюжетная канва, непременная рождественская ёлка на сцене. Однако знакомый сюжет превращается в готическую историю наподобие жутковатых, но обаятельных сказок Тима Бертона. Здесь будут оживать и сражаться игрушки; трагическая Мышиная королева — просить о пощаде для своих детей; Дроссельмейер станет простым дворником, а зрителям предложат ответить на вопрос, можно ли быть счастливым, ответив злом на зло.

«Щелкунчик»

Где: Большой театр

Когда: 17–21, 26–31 декабря; 3–4, 6–11 января

Годы идут, а обязательный для многих пункт в театральном расписании декабря и января не меняется — старая добрая классика в главном театре страны. Не мешает ни сложность покупки билетов, ни их цена. А для тех, кому условности не так важны, есть прямые трансляции. Балет Юрия Григоровича в Большом идёт с 1966 года. В основе либретто — сценарий Мариуса Петипа: великий хореограф писал его по переложению гофмановской сказки, выполненной Александром Дюма. Григорович не называл свою постановку детской, для него это был балет на все времена, а в музыке Чайковского он слышал роковые раскаты и предчувствия.

«НЕбалет Щелкунчик»

Где: Москонцерт-холл

Когда: 27–31 декабря, 2–8 января 

Главное отличие постановки видно уже из названия — балета не будет. В интерактивном представлении нет эффектных па-де-де и изящного танца Феи Драже, зато есть цифровой квест, ключом к которому станет кукла Щелкунчик. Привычный волшебный мир сказки сталкивается с реальностью, в которой современные технологии заменили веру в чудеса. Или нет?

«“Щелкунчик” на льду»

Где: Навка-арена

Когда: 12 декабря – 11 января 

Балет на льду с участием олимпийских чемпионов, чемпионов Европы и мира. Партию Щелкунчика исполнит Владимир Морозов, Камила Валиева выйдет в образе Крысиной королевы, Евгения Тарасова и Марк Кондратюк — станут Мари и Фрицем, а Татьяна Навка исполнит роль их матери. Помимо фигуристов, в постановке участвуют цирковые артисты и танцоры — в общей сложности больше ста человек.

«Щелкунчик»

Где: Новая Опера 

Когда: 20–22 февраля 

У хореографа Павла Глухова складывается удачное сотрудничество с Новой Оперой — в прошлом сезоне он поставил здесь «Свадебку» на музыку Стравинского, а теперь обратился к самому новогоднему из возможных балетов. Над либретто работал сам, а художником по костюмам вновь стала Светлана Тегин. В новом «Щелкунчике» сказка уступает место реальности, а сама история превращается в поиск героями себя во взрослой жизни.

Подготовила Анна Попова

Обсудить на сайте