Куратор Глеб Глонти — о выставке «Умный дом. Звуковое искусство в пространстве музея» в ММОМА
Как вы работали с пространством MMOMA на Петровке? Использовали ли особенности исторического особняка — планировку, акустику, лестницы — как готовые инструменты при создании выставки?
Разумеется, пространство музея нельзя игнорировать, делать вид, что это такой вайт-куб. MMOMA на Петровке — это старый особняк, со своей вселенной образов и ассоциаций, очень видимый исторический слой — фрески, печи, планировка. Поэтому это, конечно же, учитывалось в экспозиционных решениях и распределении проектов. Не говоря уже об акустике: вся акустика залов, звуковое соседство принималось во внимание, и работа с этим была особенно скрупулёзной.
Становились ли естественные звуки здания — скрип полов, шаги, гул вентиляции — частью экспозиционного сценария, или вы, наоборот, стремились их исключить?
Где-то это играло на руку, как найденный объект. Где-то приходилось это выключать, как, например, вентиляцию в зале, где выставлен объект арт-группы margaritki, которая почти полностью работает с найденным и потенциальным звуком. Так что, конечно, учитывалось, и работа велась индивидуально. Прекрасно, что на звуковой выставке слух человека обостряется, и поэтому такие вещи, на которые раньше бы не обратили внимание, начинают иметь значение.
Есть ли зоны, где вы сознательно допустили пересечение или наложение звуков?
Конечно. Я делаю не первую звуковую выставку и понимаю, что нельзя избежать слышания в разных инсталляциях. Звуку в этом плане трудно поставить преграды, как я говорю: от звука глаз не отвернёшь. Поэтому это отдельно курировалось на этапе создания работ. Кроме того, есть звукорежиссёрские приёмы, психоакустические особенности восприятия звука. Мы всем этим пользовались с командой художников, звукорежиссёром и специалистом по акустическим решениям, чтобы всё звучало целостно и у каждого художника было своё пространство для высказывания.
Есть ли в маршруте точка, где тишина оставлена как самостоятельный элемент восприятия?
Хороший вопрос. Да, в работе арт-группы margaritki тишина оставлена как возможность другим звукам выйти на авансцену. Также есть пространства в музее — например, коридор или парадная лестница, — в которых происходит осознанное смешение звуков, и это вскрывает интересное пространство отношений между работами.