Приручая зиму. Почему современный автомобиль должен понимать Тютчева и ломать лед
Человек — существо глубоко теплолюбивое. Поэтому зиму воспринимает настороженно, хотя и как должное. Приручая зиму или, что вернее, себя к зиме, человек последовательно превратил доски в лыжи, открыл симметрию снежинок и поверил в Деда Мороза. Зимы случаются всякие — опять же широтность. Хотя восприятие этого времени года у всех примерно одинаковое. Современный китайский поэт Лэй Жэнь выбирает образы сосны, бамбука и сливы («сон — джу — мей») как трех друзей зимней стужи. Строгая, графичная метафора.
Для автомобилистов с холодами приходит время особой собранности. Примерзнут или нет дверные ручки? Не разрядится ли за ночь аккумуляторная батарея? Не развернет ли машину на льду? Тревоги поистине биологические, как у лесных обитателей. При этом современный автомобиль в условиях зимы надежно подставляет плечо там, где раньше водителю приходилось полагаться исключительно на отточенные навыки управления. Показательный пример — новинка от бренда Exeed, полноразмерный гибридный кроссовер Exlantix ET. Хотя с появлением электромобилей и «гибридов» настороженностей у автомобилистов прибавилось: не засбоит ли в холода вся эта утонченная китайская технопоэзия? У нас тут сосны трещат на морозе, бамбук не растет, а сливы мы видим только два месяца в году.
Любой крупный производитель автомобилей учитывает особенности будущей эксплуатации своей продукции. Причем современные технологии позволяют расширить диапазон применения техники без необходимости ее дополнительной адаптации к природным условиям. Хотя еще свежи в памяти индексы, что присваивали на советских заводах модификациям автомобилей: «Ю» — для южных стран, «Т» — для стран с тропическим климатом, «С» — в северном исполнении. Насколько гибридный кроссовер Exlantix ET приспособлен для параллелей и меридианов нашей огромной страны, проверялось на «дистанциях огромного размера», от Санкт-Петербурга до Сургута, от Тюмени до Байкала. Огромная работа была проведена на Дмитровском испытательном полигоне под Москвой.
В общей сложности, как рапортуют разработчики машины, испытуемые образцы накатали на зимних испытаниях по нашим дорогам более 100 тыс. км. В этих условиях электрическая батарея обеспечивала уверенный разгон кроссовера даже при ее остаточном заряде 20 %, не снижала энергоотдачу при температуре окружающей среды –30 °C. Отдельно батарею испытывали на влагостойкость, погружая на четыре часа в ледяную воду. Брр! Кстати, попутно «экслантиксы» — кроссовер ET и спортивное четырехдверное купе ES — установили рекорд России по дальности хода без дозаправки и подзарядки (как говорят автомобилисты, езды «на одном баке») — 1361,6 км и 1486,4 км соответственно. При том что заявленная производителем автономность того же кроссовера составляет 1180 км.