«Демистификация труда художника»: кураторы рассказывают о выставке «Следы труда» в Екатеринбурге
Выставка называется “Следы труда” и раскрывает процессы производства. Почему именно эта тема вызвала у вас как у кураторов интерес?
Выставка действительно называется «Следы труда», при этом представленные на ней работы не столько раскрывают процессы производства, сколько отражают интерес авторов к труду в широком смысле — к деталям промышленного и художественного процесса, к материалам и способам их использования. Когда мы начали подготовку проекта, то искали общие сюжеты в произведениях двух коллекций, и так появилась идея выставки — своеобразной зарисовки к размышлению о схожести и различиях труда в индустриальной и художественной сферах.
Тема труда, на наш взгляд, в последние годы оказалась недопредставленной в российском искусстве. Если в советский период и в нулевые годы многие художники активно осмысляли феномен труда, то начиная с 2010-х эта тема стала маргинальной. Однако в последние пять лет, особенно с периода пандемии, к ней вновь возник интерес: художники из разных регионов стали обращаться к искусству как особой форме труда — своеобразному и уникальному способу взаимодействия с реальностью.
Насколько кураторам трудно работать с такой непопулярной и неочевидной для современного искусства темой? Художники проявляют интерес к её исследованию? Считаете ли, что у этой темы есть дальнейший потенциал для развития, и стоит ли показывать зрителям закулисье художественной работы, которое обычно особенно интересно людям «со стороны»?
Нельзя сказать, что тема труда непопулярна, однако маргинализация художественного труда в обществе действительно существует. Многие арт-резиденции, помимо поддержки художников и создания условий для их профессиональной мобильности, стараются знакомить зрителей с тем, что представляет собой труд современного художника — через публичные программы, артист-токи и дни открытых мастерских. Для самих художников эта тема также остаётся значимой: за пределами наших коллекций можно вспомнить, например, инсталляцию группы ЖКП «Работа/Дело» (2014–2017) и проект Анастасии Богомоловой «Итого: 1 118 176 рублей и 4 копейки на производство 10 художественных проектов…» (2024). Потенциал для исследований в этом направлении огромен, ведь условия труда как художественного, так и любого другого часто далеки от идеала.
В то же время с темой труда непросто работать, поскольку она до сих пор вызывает у многих ассоциации с советской эпохой. Сегодня же мы наблюдаем глобальную трансформацию самого понятия «труд» под влиянием цифровизации и развития искусственного интеллекта. После пандемии многие художники стали осмыслять, каким образом дистанционный формат, цифровая среда и появление нейросетей изменили саму природу труда. Для молодого поколения, особенно в регионах, тема нового, дистанционного и технологически опосредованного труда оказывается особенно близкой и откликается очень живо. И здесь возникает кураторская сложность: то, что художники стремятся сказать о труде, нередко расходится с привычными представлениями общества о том, что именно считать трудом в искусстве. Поэтому эта тема так интересна.
Мы и в рамках других проектов стараемся «приоткрывать закулисье» художественного процесса. В арт-резиденции «Выкса» мы иногда показываем зрителям разные стадии работы над проектом: от исследовательской и подготовительной части до создания произведения и подготовки выставки. Часто именно возможность наблюдать за процессом вызывает больший интерес к результату, а не наоборот. При этом степень открытости всегда зависит от самих художников: не всем комфортно показывать незавершённые работы. Демистификация художественного труда — важное направление нашей деятельности, ведь представление о художнике как о «волшебнике», творящем исключительно под вдохновением, мешает увидеть реальную сторону искусства — тяжёлый, изматывающий труд, который часто остаётся недооценённым и плохо оплачиваемым. Для самих художников эта тема нередко личная и уязвимая, но отказаться от своего труда они не могут, потому что это часть их природы.
Работа в регионах для фонда MaxArt — одно из ключевых направлений. Нам важно показывать, что культурная жизнь за пределами крупных центров постоянно развивается и меняется, в том числе под влиянием цифровизации и новых технологий. Именно поэтому в выставке мы обращаемся к проблематике современного труда — как физического, так и цифрового, творческого и интеллектуального.