Лучшее за неделю
3 декабря 2025 г., 15:57

«Демистификация труда художника»: кураторы рассказывают о выставке «Следы труда» в Екатеринбурге

Читать на сайте

Выставка называется “Следы труда” и раскрывает процессы производства. Почему именно эта тема вызвала у вас как у кураторов интерес?

Выставка действительно называется «Следы труда», при этом представленные на ней работы не столько раскрывают процессы производства, сколько отражают интерес авторов к труду в широком смысле — к деталям промышленного и художественного процесса, к материалам и способам их использования. Когда мы начали подготовку проекта, то искали общие сюжеты в произведениях двух коллекций, и так появилась идея выставки — своеобразной зарисовки к размышлению о схожести и различиях труда в индустриальной и художественной сферах.

Тема труда, на наш взгляд, в последние годы оказалась недопредставленной в российском искусстве. Если в советский период и в нулевые годы многие художники активно осмысляли феномен труда, то начиная с 2010-х эта тема стала маргинальной. Однако в последние пять лет, особенно с периода пандемии, к ней вновь возник интерес: художники из разных регионов стали обращаться к искусству как особой форме труда — своеобразному и уникальному способу взаимодействия с реальностью.

Насколько кураторам трудно работать с такой непопулярной и неочевидной для современного искусства темой? Художники проявляют интерес к её исследованию? Считаете ли, что у этой темы есть дальнейший потенциал для развития, и стоит ли показывать зрителям закулисье художественной работы, которое обычно особенно интересно людям «со стороны»?

Нельзя сказать, что тема труда непопулярна, однако маргинализация художественного труда в обществе действительно существует. Многие арт-резиденции, помимо поддержки художников и создания условий для их профессиональной мобильности, стараются знакомить зрителей с тем, что представляет собой труд современного художника — через публичные программы, артист-токи и дни открытых мастерских. Для самих художников эта тема также остаётся значимой: за пределами наших коллекций можно вспомнить, например, инсталляцию группы ЖКП «Работа/Дело» (2014–2017) и проект Анастасии Богомоловой «Итого: 1 118 176 рублей и 4 копейки на производство 10 художественных проектов…» (2024). Потенциал для исследований в этом направлении огромен, ведь условия труда как художественного, так и любого другого часто далеки от идеала.

В то же время с темой труда непросто работать, поскольку она до сих пор вызывает у многих ассоциации с советской эпохой. Сегодня же мы наблюдаем глобальную трансформацию самого понятия «труд» под влиянием цифровизации и развития искусственного интеллекта. После пандемии многие художники стали осмыслять, каким образом дистанционный формат, цифровая среда и появление нейросетей изменили саму природу труда. Для молодого поколения, особенно в регионах, тема нового, дистанционного и технологически опосредованного труда оказывается особенно близкой и откликается очень живо. И здесь возникает кураторская сложность: то, что художники стремятся сказать о труде, нередко расходится с привычными представлениями общества о том, что именно считать трудом в искусстве. Поэтому эта тема так интересна.

Мы и в рамках других проектов стараемся «приоткрывать закулисье» художественного процесса. В арт-резиденции «Выкса» мы иногда показываем зрителям разные стадии работы над проектом: от исследовательской и подготовительной части до создания произведения и подготовки выставки. Часто именно возможность наблюдать за процессом вызывает больший интерес к результату, а не наоборот. При этом степень открытости всегда зависит от самих художников: не всем комфортно показывать незавершённые работы. Демистификация художественного труда — важное направление нашей деятельности, ведь представление о художнике как о «волшебнике», творящем исключительно под вдохновением, мешает увидеть реальную сторону искусства — тяжёлый, изматывающий труд, который часто остаётся недооценённым и плохо оплачиваемым. Для самих художников эта тема нередко личная и уязвимая, но отказаться от своего труда они не могут, потому что это часть их природы.

Работа в регионах для фонда MaxArt — одно из ключевых направлений. Нам важно показывать, что культурная жизнь за пределами крупных центров постоянно развивается и меняется, в том числе под влиянием цифровизации и новых технологий. Именно поэтому в выставке мы обращаемся к проблематике современного труда — как физического, так и цифрового, творческого и интеллектуального. 

Выставка — уже второй проект фондов в регионах. Как она воспринимается местными жителями и какие цели вы как кураторы ставили себе для региональных экспозиций?

Подводить итоги пока рано, однако в Выксе проект вызвал большой интерес и был тепло принят. Благотворительный фонд «ОМК-Участие» уже поддерживает в регионе несколько институций, развивающих культурную среду и художественное сообщество, поэтому мы всегда ориентируемся на местного зрителя. Каждую выставку сопровождает публичная программа, которая даёт больше контекста, знакомит аудиторию с художниками и помогает обсудить важные вопросы, связанные с темой труда. Подобные проекты не только расширяют культурную жизнь региона, но и позволяют дополнительно поддержать художников, участвующих в них. При этом успешность выставки мы оцениваем не столько по количеству посетителей, сколько по тому, насколько она помогает обратить внимание на значимые темы, связанные с организацией трудового процесса.

Расскажите, пожалуйста, о том, как выбирали работы из коллекций фондов, которые представлены на выставке? Были ли критерии, помимо соответствия заявленной теме?

Работы для выставки мы отбирали, руководствуясь не только соответствием теме и тем, что работы сделаны непосредственно в резиденциях, но и тем, какие дополнительные смыслы рождаются в соседстве произведений. Отбор проходил в несколько этапов: сначала был сформирован широкий список, но для показа в Выксе нам пришлось сократить количество работ из-за ограничений экспозиционного пространства. В Екатеринбурге же представлена расширенная версия выставки. При этом мы обратили внимание, что некоторые художники участвовали как в резиденции «Выкса», так и в резиденции фонда «МаксАрт» в Перми — это позволило показать, как творческие практики меняются в зависимости от контекста места. Так, например, на выставке представлены работы Евгении Гильденбрандт, созданные в обеих резиденциях.

По каким принципам выстраиваются коллекции фондов? Является ли тема труда отдельным направлением в каждой из них?

Коллекция фонда MaxArt формируется в том числе из работ, отобранных по итогам пребывания художников в арт-резиденциях. У Благотворительного фонда «ОМК-Участие» собственной коллекции нет — произведения входят в собрание и хранятся в Музее истории АО «Выксунский металлургический завод». При формировании коллекции тема труда не выделяется отдельно, однако существует один важный, пусть и необязательный, критерий: работа, принимаемая в коллекцию, должна быть связана с контекстом города.

Беседовала Полина Кот

Обсудить на сайте