Симбиоз творчества и инноваций. Как развивается креативная экономика в России
Законодательная и организационная база креативной экономики в России начала формироваться несколько лет назад. В 2021 году правительство утвердило рассчитанную на девять лет «Концепцию развития креативных индустрий», которая предполагала в том числе создание креативных кластеров, реализацию просветительских и образовательных проектов по основам предпринимательства, субсидирование креативных стажировок для молодых специалистов в российских и зарубежных компаниях, специализированных образовательных организациях и у конкретных мастеров-наставников. Развитием этого сектора также занимается национальный проект «Эффективная и конкурентная экономика», который в том числе фокусируется на всесторонней поддержке предпринимательства.
Представителей профильных индустрий и смежных отраслей, институтов развития и государственных органов объединил созданный в 2023 году Центр развития креативной экономики Агентства стратегических инициатив. В 2024 году задача по увеличению доли креативных индустрий в экономике вошла с список национальных целей развития РФ: доля креативных индустрий в экономике должна вырасти с 3,9% в 2024 году до 6% к 2030-му. А вскоре был принят федеральный закон «О развитии креативных (творческих) индустрий в РФ», определивший основные направления господдержки сектора. Сегодня в структуру креативной экономики входят не только традиционные творческие индустрии вроде дизайна и архитектуры, кинопроизводства и рекламы, но и сопутствующие отрасли, обеспечивающие их инфраструктурой, а также творческие решения, повышающие ценность продуктов в традиционных секторах экономики. Перечень креативных индустрий включает 16 направлений и 51 вид деятельности.
Естественный ответ на спрос
Сегодня вклад креативной экономики в ВВП России оценивается в 4,1%. По итогам прошлого года валовая добавленная стоимость сектора составила 7,5 трлн рублей. Около 390 тысяч компаний, преимущественно малого и среднего бизнеса, генерируют значительную часть добавленной стоимости в ИТ, рекламе, гастрономии и исполнительских искусствах. Креативная экономика признана полноценным отраслевым сектором с огромным потенциалом роста. Интерес к ней растёт с каждым годом. В таких условиях особенно важно создание благоприятного инвестиционного климата — одно из направлений национального проекта «Эффективная и конкурентная экономика». Ведь частные и государственные инвестиции способствуют увеличению объёмов производства и создают новые рабочие места.
Замминистра экономического развития РФ Татьяна Илюшникова отмечает, что валовая добавленная стоимость креативных индустрий «продолжает расти, причём не за счёт исключительно государственной поддержки или регулирования, а как естественный ответ на спрос и трансформации в потребительском и предпринимательском поведении».
Осень в России ознаменовалась серией масштабных тематических мероприятий с участием отечественных и зарубежных экспертов. Форум «Российская креативная неделя» 25–27 сентября в Москве и 28–29 сентября в Санкт-Петербурге объединил 516 спикеров из семи стран. Его посетили около 5000 человек из 84 регионов. На ключевых сессиях обсуждался переход от сырьевой модели экономики к визионерской, в которой дизайн, урбанистика, гастрономия, кино и другие креативные индустрии используются как инструмент для достижения национальных целей.
На конференции «Российские международные креативные сезоны» (RICS), прошедшей 8–9 октября в Санкт-Петербурге, эксперты из России и стран БРИКС, СНГ, ШОС и MENA обсуждали глобальные тренды и вызовы в области креативной экономики, а также искали практические решения для международного сотрудничества. Одной из основных тем конференции стала подготовка кадров и будущее креативного образования.
Параллельно с RICS 9–10 октября в Санкт-Петербурге прошёл форум «Креативный код. Россия», в котором приняли участие 3500 человек из 80 регионов России. Там говорили, например, о защите авторских прав, создании глобальных платформ и сервисных экосистем, информационных технологиях в искусстве и новых бизнес-моделях для народных художественных промыслов. В рамках форума прошёл десятичасовой образовательный онлайн-марафон для предпринимателей.
А уже 1 декабря в Москве состоится V Российская национальная премия в сфере креативных индустрий, которая присуждается специалистам, проектам, компаниям, городам и регионам за значимый вклад в развитие российской креативной экономики.
Учиться у лучших
Креативный сектор делает ставку на интеллектуальный и культурный капитал. Именно поэтому он может стать мощным драйвером развития для регионов, не обладающих значительными сырьевыми ресурсами. Например, создание уникальных локальных брендов напрямую стимулирует внутренний туризм.
В прошлом году Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ составил рейтинг креативных регионов России. Рейтинг рассчитывался по нескольким десяткам показателей, сгруппированным по разделам «социально-экономические условия», «культурная среда», «экономика креативных индустрий» и «поддержка креативных индустрий». В топ-3 попали Москва, Санкт-Петербург и Новосибирская область. Они превзошли другие регионы по большинству аспектов и особенно выделяются развитой экономикой креативных индустрий, опережая остальные субъекты по этому показателю в среднем в 2,4 раза. Поэтому опыт лидеров и их креативные практики будут тиражироваться на другие регионы.
Государство нацелено на создание комплексной архитектуры для роста креативного сектора. Важным шагом на этом пути станет запуск публичного реестра субъектов креативных индустрий, который откроет доступ к федеральным и региональным грантам, налоговым льготам, образовательным программам и акселераторам, а также продвижению продукции. По национальному проекту «Эффективная и конкурентная экономика» предпринимателям доступны десятки сервисов и сотни услуг — от расчёта бизнес-плана до льготного кредитования. Компании сводят к минимуму издержки, в разы повышая производительность и прибыль. В работу с креативными предпринимателями уже интегрированы центры «Мой бизнес».
Для решения проблемы кадрового голода ежегодно требуется привлекать до 75 тысяч специалистов. Власти планируют интегрировать профильные модули в вузовские программы, а также создать специальные треки в олимпиаде «Я — профессионал» и популяризировать практику защиты дипломов в виде стартапов.
По словам замминистра экономического развития РФ Татьяны Илюшниковой, комплексная архитектура позволит креативным индустриям развиваться как полноправному сегменту экономики, в том числе по логике национальных проектов.
«В долгосрочной перспективе цель Минэкономразвития — обеспечить устойчивость и институциональную зрелость креативного сектора, создать для него понятные и стабильные правила игры», — резюмирует она.