Лучшее за неделю
2 декабря 2025 г., 18:45

«Обыкновенная смерть» в Театре Наций: Фокин и Миронов о том, как жить, пока умираешь

Читать на сайте

Валерий Фокин и Евгений Миронов давно не работали вместе, хотя в 90-е выпустили целый ряд важнейших спектаклей. С них, можно сказать, началось творческое восхождение молодого артиста. Перерыв в 20 лет — срок значительный, но всё же совместная работа в прошлом даёт о себе знать. Кажется, режиссёр и актёр прекрасно друг друга понимают и чувствуют.

Спектакль начинается с похорон. Пространство сцены напоминает обычный зал для прощаний, куда в самый центр выкатывают большой постамент для гроба (художник Алексей Трегубов). Именно из гроба, можно сказать, из преисподней и появляется герой Иван Ильич, член Судебной палаты, имевший вполне завидное положение, недавно, после долгих лет службы в провинции, получивший назначение в Петербург и заживший, что называется, новой, счастливой, вполне сытой и приятной жизнью. И скончавшийся в 45 лет.

В отличие от повести Толстого, где повествование ведётся от третьего лица, в спектакле зритель видит историю глазами главного героя (инсценировка Анастасии Букреевой): он как будто отматывает события назад, рассказывает о своём прошлом, семье, об отношениях с женой (внезапно наладившихся после переезда в столицу), о неожиданном падении с лестницы, болезни после этого падения, которая привела к смерти.

Иван Ильич в начале своего рассказа — персонаж, лишённый каких-либо характеристик. Ни плохой, ни хороший. Никакой. Он не выражает ровно никаких эмоций. Он посвящает зрителя в обстоятельства своей жизни, не расцвечивая свой рассказ яркими красками.

Картина меняется, когда он падает с лестницы, вешая гардину. На сцене появляется его двойник (Леонид Тимцуник). Надо отдать должное гримёрам (художник по гриму Анна Никулина), им удалось создать почти точную копию Евгения Миронова — бездушную, аморфную, немую. Двойник напоминает куклу. На фоне этой бессловесной фигуры заметнее, ярче и выпуклее становятся переживания героя: от нежелания признать себя больным, гнева на окружающих, отчаяния, попыток жить, как будто ничего не случилось, до принятия своего состояния, смирения и просветления.

Безусловно, в центре внимания — личность Ивана Ильича, который, пережив страшное эмоциональное потрясение, под конец жизни становится совсем другим человеком, он прощается с эгоизмом, со всем наносным и ненужным и обращается к свету. Его близкие и коллеги — лишь фон, выполняющий функцию «отражения». Им всем, по большому счёту, наплевать на то, что происходит с героем. А их плач по умершему насквозь фальшив. Строгая, натянутая как струна, злобная и властная сестра Ивана Ильича (Елена Морозова), суетливая, бесстрастная, холодная жена Прасковья Фёдоровна (Марьяна Спивак), правда, умело изображающая мнимую скорбь на похоронах. Под стать матери — дочь Лиза (Глафира Лебедева), которая носится со своим никчёмным женихом Петрищевым (Ян Латышев): болезнь Ивана Ильича мешает их планам пожениться, и, пожалуй, их больше мало что волнует.

Есть тут ещё очень колоритный «хор» коллег больного — вездесущее трио: Кирилл Быркин, Антон Ескин, Владимир Белостоцкий. Три лысых чиновника, которые так и ждут, что завидное место Ивана Ильича освободится. Доктор (Авангард Леонтьев) блестяще исполняет пародию на врача, который не в состоянии поставить диагноз, выписывает какую-то ерунду и ведёт себя, в общем, под стать родным больного.

Только один-единственный человек сочувствует Ивану Ильичу — его слуга Герасим (Никита Волков): он пытается облегчить его страдания, успокаивает как может и действительно помогает умирающему справиться с болью.

Ещё два персонажа — Неизвестный (Владимир Калисманов) и Посторонний (Дмитрий Сердюк) — несколько снимают градус царящего в воздухе напряжения. Посторонний то и дело заходит в зал, интересуется, кого тут хоронят, и извиняется, что ошибся дверью. У Неизвестного, безмолвно сидящего всё действие на скамье, звонит мобильный. Кто он? Непонятно. Может, сама смерть, поджидающая нового покойника.

Действие в спектакле закольцовывается: начинается и заканчивается похоронами. В финале все собираются за длинным столом на поминки: речей в память о покойном звучит мало, гости мгновенно переключаются на обсуждение свежих сплетен, премьер и всяких житейских мелочей. Смерть его лишена трагизма и торжественности. А для Ивана Ильича смерть становится избавлением от грехов, и, как бы парадоксально это ни звучало, именно при её приближении ему открывается истинный смысл жизни, заключённый в добре и смирении. Эта жизнь проносится мимо него, как внезапно возникший из ниоткуда поезд, остановившийся на платформе «Площадь Ильича», за стеклянными дверями которого собрались все его знакомые и вся его семья. Поезд есть метафора самой жизни: он идёт по заданному направлению, но никто не знает, где будет конечная остановка и двери закроются навсегда.

Автор: Дарья Андреева 

Обсудить на сайте