Лучшее за неделю
2 декабря 2025 г., 18:45

«Оперный Оскар». Как лучший режиссёр года поставил «Риголетто» в Нижнем

Читать на сайте

Нижегородский театр оперы и балета обзавёлся новым хитом: в репертуар вернулась опера главного «хитмейкера» XIX века — Джузеппе Верди. «Риголетто» представили дирижёр Дмитрий Синьковский и режиссёр Сергей Новиков, солистами выступили артисты театра. Постановка собрана по канонам эффектного зрительского спектакля: ослепительная роскошь соседствует с современными театральными технологиями. Видеопроекции с первых минут переносят зрителя в почти кинематографический XVII век; нехитрая, но эффектная сценография и элементы дополненной реальности превращают спектакль в обязательный пункт культурной программы для нижегородцев.

За полвека творчества Верди создал 28 опер — и многие из них по-прежнему остаются репертуарным стандартом. «Риголетто» же принято считать вершиной его искусства, одной из самых сильных опер мира. Верди часто называют «народным композитором»: его мелодии расходились, как хиты эпохи первых радиочартов. Арию Герцога из «Риголетто» о склонном к измене сердце красавицы вы уж точно слышали. Сергей Новиков не впервые работает с музыкой Верди и давно связан с нижегородской сценой. Здесь он родился, здесь впервые влюбился в оперу и с детских лет мечтал о режиссуре. Дебют, впрочем, случился лишь в 38 лет, в 2015-м. А в 2023 году — уже при нынешнем руководстве театра под началом Алексея Трифонова — он поставил на родной сцене свой самый дерзкий спектакль: «Онегина» в духе «Однажды в Голливуде», где Ленский остаётся жив. В интервью Новиков рассказывал, что его принцип прост: если произведение достаточно известно, можно позволить себе смелую интерпретацию; если же материал менее популярен, важно дать зрителю прикоснуться к первоисточнику без искажений. Несмотря на феноменальную известность «Риголетто», Новиков выбрал традиционное решение. Получился зрелищный, костюмированный театр (художник-постановщик Мария Высотская) — именно такой, какого ждёт публика, приходя на классику. Режиссёр отнёсся к Верди с вниманием и уважением: музыкальный текст сохранён полностью, сюжетная канва нетронута, время и место действия остаются в рамках оригинала. «Театр, в котором смотришь и отдыхаешь» — так режиссёр сам определяет любимый формат, и эта постановка отвечает его эстетике.

Фокус режиссёра, как и у Верди, — судьба шута. На материале политической сатиры (опера написана по роману Гюго «Король забавляется») Новиков выводит на первый план не памфлет, а человеческую драму. Острый на язык и злорадный на службе шут-горбун дома снимает горб как элемент рабочей формы, беспокоится за дочь и не находит себе места, когда Джильду похищают. В этой двойственности просвечивает романтический раскол героя, но неумолимый рок приближает оперу скорее к греческой трагедии. Верди щедр не только на музыкальный, но и на артистический материал для своих героев. Povero Rigoletto — одна из первых «песен без слов» в опере, достаточно сложная по артистической задаче — в исполнении Константина Сучкова прозвучала настоящей удачей: выразительной и живой.

Впечатление произвёл оркестр La Voce Strumentale под управлением Дмитрия Синьковского: музыкантам хватило и точности, и объёма, а слушателям достались жемчужины-нюансы, со знанием дела обрамлённые дирижёром-барочником, знающим толк в витиеватых итальянских пассажах.

Из двух составов наиболее убедительно прозвучал Сергей Кузьмин — лёгкий в подаче, благородный в тембре, уверенно покоряющий вершины роли. Женские партии, каждая по-своему, поражали задором и гибким исполнением. Ангельская Джильда Галины Круч — почти призрачная, с мягким, округлым тембром и вибрато, напоминающим дыхание самой юности, и более собранная, но не менее утончённая, притягательная Джильда в исполнении Айгуль Хисматуллиной.

На фоне впечатляющих декораций сольные номера смотрелись поистине ярко, как эстрадные выходы на сцену, а вот в массовых сценах постановка местами снижала пафос до бутафорских танцев и заигрывания с историей. Хору, в отличие от предыдущей премьеры театра («Сказки Гофмана» Оффенбаха в постановке Елизаветы Мороз), в этом спектакле уделено меньше внимания, однако в нескольких номерах можно было развернуться. Например, мужской ансамбль блестяще справился с Zitti, zitti…

«Риголетто» в Нижегородском театре оперы и балета — зрелищная работа, способная вернуть к классике тех, кто давно искал повод. Судя по реакции зала в премьерные показы, такой повод у нижегородцев теперь есть — и, похоже, надолго. Театр работает по блочной системе, ближайшие показы оперы пройдут весной.

Обсудить на сайте