Лучшее за неделю
9 декабря 2025 г., 18:35

Как помочь ребенку определиться с профессией

Читать на сайте

Карьерная навигация: когда начать и какую роль в этом играют родители

Умение ориентироваться на рынке труда формируется не быстро — чтобы узнать о разнообразии направлений для профессионального развития, распознать сферы своих интересов и отделить свои желания от того, что ему навязывают тренды, школа и окружение, ребенку понадобится около 2–-3 лет. Поэтому идеальное время для старта — за несколько лет до окончания школы. Но даже если ваш ребенок уже выбирает, в чем пойти на последний звонок, не сдавайтесь. Второй идеальный момент — сейчас.

При этом роль родителей в самоопределении подростков изменилась. Если раньше мамы и папы были «руководителями проекта» и управляли выбором профессии, то сейчас вы — наставники своих детей. Ваша задача — помогать им исследовать их интересы, задавать правильные вопросы и подсвечивать варианты ответов.

5 шагов для развития навыка карьерной навигации

Разговаривайте с ребенком о карьере

Когда ваш ребенок задумывается о будущем, он часто оказывается в ситуации неопределенности. Дело не в том, что ему не хватает мотивации, а в том, как устроена система. Школа сегодня сосредоточена на главной и понятной цели — успешной сдаче ЕГЭ. Из-за этого все разговоры о будущем сводятся к обсуждению баллов и факультетов, но не касаются сути профессий. Школьные предметы редко показывают связь с реальными карьерами, а мир за стенами класса меняется так быстро, что учителя не успевают следить за рынком труда. В результате ребенок знает название профессий — врач, программист, блогер — но не понимает, как на самом деле выглядит их рабочий день, какие задачи они решают и где их навыки могут пригодиться.

Ваша задача — обсуждать с ребенком суть профессий. Для этого можно заменить общий вопрос «Кем ты хочешь стать?» на более глубокие и конкретные вопросы, которые помогут ребенку исследовать свои интересы и склонности через призму реального опыта. Например, спросите:

  • «Что из того, что ты делаешь в школе, тебе нравится больше всего и почему? Чем бы ты был готов заниматься с утра до вечера?»
  • «Опиши ситуацию, где тебе было сложно, но ты справился и гордишься результатом. Что тебе помогло?»
  • «Если бы можно было оставить только 3 подписки в соцсетях, какие бы ты оставил и почему? Что тебя в них цепляет?»

А когда ребенок спрашивает о вашей работе, избегайте общих формулировок вроде «Я бухгалтер». Лучше сделайте рассказ о себе живым и практическим:

  • «Давай я покажу тебе презентацию последнего проекта. Хочешь, расскажу про свой главный рабочий провал и как я с ним справился?»
  • «Хочешь, поделюсь самым полезным лайфхаком: как правильно просить повышение зарплаты или готовиться к отпуску, чтобы действительно отдохнуть?»
  • «Я могу рассказать о своей работе, но, возможно, тебе будет интереснее поговорить с моей коллегой из отдела маркетинга? Она как раз занимается тем, о чем ты часто рассказываешь».

Помогайте ребенку действовать самостоятельно

Современным детям не нужна «рыба» в виде конкретной профессии, поэтому наша с вами цель — снабдить их «удочкой». То есть, научить самостоятельно исследовать мир.

Ребенку может быть сложно начать действовать, потому что его жизненный опыт и нетворк сформированы преимущественно школой. Даже его расписание подчиняется учебному плану. Ему часто не хватает понимания собственной агентности — осознания, что он может быть активным деятелем, искать информацию, договариваться, самому организовывать получение нужного опыта. Следовательно, ваша задача — быть наставником-фасилитатором и помочь ребенку развивать самостоятельность. В этом помогут практические действия:

  • Учите искать и уточнять информацию. Например, вы можете найти мероприятие, рассчитанное на студентов, но потенциально интересное вашему ребенку, и предложить ему написать организаторам с просьбой разрешить ему посетить это событие. 
  • Создайте «карту опыта» или черновик резюме. Ребенку может быть неочевидно, что школьные проекты, победы в олимпиадах или участие в организации благотворительной ярмарки — это тоже ценный опыт. Ваша задача — подсветить это, помочь аккумулировать то, что уже есть, и составить план развития. Это можно сделать в онлайн-документе, куда ваш ребенок может с вашей помощью занести свои достижения — и составить список планов на будущее (сходить на день открытых дверей в вузе, пройти онлайн-курс, посетить мастер-класс).
  • Покажите собственное резюме. Объясните, как вы описываете свой опыт, какие достижения выделяете, почему один пункт в резюме сильнее другого. Это наглядно покажет, как устроен «язык» профессионального мира. После этого можно перейти к обсуждению опыта ребенка: «Если бы ты сейчас искал работу, о чем из своего опыта ты бы рассказал? Как показал бы, что стоит взять именно тебя?». Это упражнение поможет начать рефлексировать и формулировать свои сильные стороны.

Главный посыл этого шага — мир полон возможностей, а информация доступна. Ваша поддержка поможет ребенку поверить, что он может дотянуться до любой информации и начать с ней взаимодействовать.

Используйте опросники для карьерной навигации 

Даже взрослым людям часто сложно анализировать и называть свои интересы, а ребенку — тем более. Поэтому мы рекомендуем использовать профориентационные типологии — но воспринимать их не как единственный верный ответ на вопрос о профессии, а как инструмент, который позволяет лучше понять свои склонности и предпочтения.

Один из инструментов, который мы используем в Step by Step — типология Джона Холланда. Она выделяет 6 типов интересов, каждому из которых соответствует определенный круг профессий. Объяснять ее ребенку «в лоб» может быть скучно, и мы обычно делаем это на примере знакомых персонажей — например, «на Смешариках». Это снижает напряжение и делает разговор более непринужденным.

Попробуйте выполнить с ребенком практическое задание. Разумеется, если речь о ребенке, а не о подростке:

  • Посмотрите вместе несколько эпизодов «Смешариков» или вспомните героев.
  • Обсудите, с кем из героев больше ассоциирует себя ребенок и почему. Во время разговора уточняйте, чьи интересы и поступки ему близки.
  • Расскажите о типах Холланда, используя персонажей как примеры.

Уточните, чем бы ребенок хотел заниматься, если бы оказался в мире Смешариков. Вот вам шпаргалка, где каждой типологии Холланда соответствует знакомый вашему ребенку персонаж из мультфильма:

  • Реалистичный тип (R). Копатыч: ценит физический труд, работу на природе и осязаемый результат.
  • Исследовательский тип (I). Лосяш: обожает науку, исследования и работу с данными. Ему интересно докапываться до сути и получать знания ради самого процесса познания.
  • Артистический тип (A). Бараш: эмоционален и креативен. Стремится к самовыражению и созданию чего-то уникального.
  • Социальный тип (S). Совунья: заботится о других, поддерживает, учит и лечит. Ему важно, что его работа приносит пользу другим или окружающему миру.
  • Предприимчивый тип (E). Крош: энергичен и амбициозен. Любит быть в центре событий, придумывать авантюры и вести за собой команду.
  • Конвенциональный тип (C). Ёжик: ценит структуру и точность. Ему нравится поддерживать порядок, действовать по чётким правилам.

Согласно типологии Холланда, внутри каждого человека есть место для всех типов интересов. Но последовательность будет отличаться: кто-то больше любит решать ребусы, а кто-то — ходить в походы. Ни один тип интересов не лучше другого. У большинства людей ярче всего проявлены 2–3 типа — именно они подсказывают, какая работа кому подойдет. Например, у той же Совуньи в «Смешариках» ярко проявлен Социальный тип — она помогает остальным героям, и они всегда знают, что могут обратиться к ней в сложной ситуации. Но еще она спортивная, любит ходить на лыжах — Реалистичный тип.

Типология Холланда — понятный инструмент, который показывает подростку, что его интересы и профессии вообще можно систематизировать; и открывает возможности для более глубокого анализа своих склонностей и рабочих задач.

Посещайте профессиональные мероприятия

Обсуждение сути профессий и определение своих ведущих типов интересов по Холланду — это фундамент, после создания которого важно перейти к погружению в атмосферу профессионального сообщества. Сделать первый шаг в этом направлении можно с помощью мероприятий, которые помогают увидеть спектр карьерных возможностей.

К ним относятся:

  • Отраслевые выставки и экспо (Expo), которые проходят почти в каждой сфере. Ребенок может перемещаться между стендами, знакомиться с последними разработками, брать брошюры и даже задавать вопросы представителям компаний. Это позволяет получить объемное представление об отрасли за короткое время.
  • Дни открытых дверей в компаниях. На них можно узнать не только о корпоративных подразделениях, но и о проектах, которыми занимаются сотрудники, внерабочей деятельности, стажировках.
  • Городские фестивали, хакатоны и мастер-классы. Такие мероприятия помогут получить первый опыт, который можно будет указать в резюме или мотивационном письме.

Чтобы найти мероприятия, используйте агрегаторы городских событий, подпишитесь на аккаунты университетов и крупных компаний в соцсетях. Нередко у крупных компаний есть отдельные блоги и каналы, посвященные бренду работодателя и аутрич-инициативам для молодежи. При выборе обязательно учитывайте интересы ребенка, а после мероприятий обсуждайте впечатления и делитесь выводами.

Организуйте подростку карьерные пробы 

Следующий и, пожалуй, решающий шаг в формировании навыка карьерной навигации — дать ребенку возможность попробовать себя «в полях» и погрузиться в реальную рабочую среду. Дни открытых дверей и экскурсии в компаниях, безусловно, полезны, но они дают лишь общее впечатление. Чтобы понять суть работы, нужно увидеть её изнутри: узнать о будничных задачах, сложностях и тонкостях от того, кому вы доверяете.

Именно поэтому лучшее место для первой карьерные пробы — это компания, где работаете вы сами, ваши родственники или друзья. Такой формат позволяет ребенку увидеть профессию изнутри и ответить на ключевой вопрос: «А хочу ли я этим заниматься каждый день?» 

Есть несколько способов организовать карьерные пробы:

  • Стать гидом на своей работе: взять подростка в офис на несколько часов, показать рабочее место и реальные задачи и познакомить с коллегами разных специальностей.
  • Использовать силу своего окружения: попросить друзей и знакомых провести ребенку экскурсию на своей работе и дать понаблюдать за своим рабочим днем.
  • Организовать интервью с экспертом: найти профессионалов из сфер, которые интересны вашему ребенку, договориться о короткой беседе и помочь ребенку составить конкретные вопросы для интервью.

Примеры вопросов, которые ребенок может задать эксперту:

  • Путь в профессии. Как ты пришел в эту профессию? С чего ты начинал и как выглядела твоя первая должность? 
  • Условия работы. Как проходит твой обычный рабочий день? Есть ли возможность работать удаленно и совмещать эту работу с другими проектами?
  • Навыки и знания. Какие знания тебе понадобились, чтобы построить карьеру? Какой один навык ты посоветовал бы развивать в первую очередь тому, кто хочет прийти в эту сферу?
  • Возможность роста в профессии: Какой карьерный трек возможен в твоей области? В каких еще профессиях ты можешь работать, имея навыки дизайнера?
  • Рабочие процессы и кейсы. Сколько задач или проектов ты обычно ведешь одновременно? Каким проектом ты гордишься и почему? 

В современном мире, где смена профессии становится нормой, главная задача родителя — не выбрать за ребенка единственный жизненный путь, а стать его наставником в освоении навыка карьерной навигации. Начните этот путь с открытого диалога о сути профессий, используйте опросники как инструмент для самопознания и самое главное — помогайте подростку получать реальный опыт через карьерные пробы и общение с экспертами.

Обсудить на сайте