Лучшее за неделю
3 декабря 2025 г., 18:37

Гид по книжной ярмарке non/fictio№27: выбор редакторов. Часть третья

Читать на сайте

Сергей Турко, главный редактор издательства «Альпина Паблишер»

Евгения Смурыгина, «Дефицит: Как в СССР доставали то, что невозможно было достать»

Многие вспоминают советское время с ностальгией, ведь мы или наши родители были ещё молоды. Но вряд ли с ностальгией мы станем вспоминать такой главный бич последних десятилетий СССР, как дефицит. Над отсутствием товаров шутили с экранов телевизоров и сочиняли про это анекдоты. Ситуация ухудшалась, и к концу 80-х в дефиците было практически всё, кроме, наверное, спичек и повидла. В многочасовых очередях люди читали классику и даже знакомились с будущими супругами, а путь через заднее крыльцо становился маркером уважаемого человека. В этой книге воспоминаниями о способах «доставания» всего и вся поделились известные деятели искусства, которые тоже были вынуждены доставать одежду, обувь и многое другое разными хитрыми способами. Вокруг очередей и способов обеспечить себя благами цивилизации возникла целая субкультура, которая в существенной степени определяла облик великой страны, которая снаружи хотела казаться мощной и нерушимой. Благодаря книге Евгении Смурыгиной мы можем всегда вспомнить, как же на самом деле была устроена жизнь позднего СССР и какое место в ней занимал обычный человек — место в очереди.

Михаил Ярин, «Навыки выживания в дикой природе: Карманное руководство»

Ежегодно в России пропадают порядка 200 тысяч человек. Многие из этих людей пропадают в природной среде, то есть в лесу: ушли за грибами и заблудились, решили срезать дорогу и оказались в совершенно незнакомом месте. Дело идёт к вечеру, сотовый телефон не ловит. Что делать?

Для того чтобы сориентироваться, оборудовать временное укрытие и правильно подать сигнал спасателям, нужно не так много навыков и оборудования, но на момент, если вдруг это с вами случилось, эти навыки у вас должны уже быть в голове. Именно для этого Михаил Ярин — один из лучших экспертов в стране по выживанию в природной среде — и написал это простое руководство. В книге даётся простой и лёгкий для запоминания алгоритм действий в чрезвычайной ситуации. Прочитав эту книгу, вы с юношеским задором распихаете по карманам ножи, свистки и зажигалки и будете ждать, когда же заблудитесь и наконец их используете. Надеюсь — никогда.

Генри Минцберг, «Реальный менеджмент»

С этой книги мы начинаем издание серии «Классика менеджмента», где соберём самые важные работы по управлению — как издававшиеся нами ранее, так и впервые публикуемые на русском. Книга Минцберга послужит отрезвляющим напоминанием для всех руководителей, которые слепо верят во всепобеждающую силу отдельных методов или технологий, будь это холакратия, аутсорсинг, реинжиниринг или искусственный интеллект. На деле руководителям гораздо больше помогут трезвомыслие, крепкие нервы, скромность и, конечно, здравый смысл, который и подскажет, какой метод хорош в конкретных условиях, а какой — нет. Минцберг доказывает, что реальное управление — причём на любом уровне — весьма далеко от размеренного, вдумчивого и аналитического и почти всегда представляет собой непрекращающийся хаос решений в условиях недостаточной информации. И никакая новомодная методика не спасёт от этой круговерти, которую любому руководителю надо научиться принимать с философским спокойствием.

Екатерина Тарасова, управляющий редактор Ad Marginem

Вальтер Беньямин, «Книга Пассажей»

Перевод: Вера Котелевская, Сергей Фокин

Незавершённый историософский труд Вальтера Беньямина (1892–1940) — немецкого философа, одного из самых влиятельных теоретиков культуры ХХ века — посвящён зарождению современности в Париже середины XIX столетия и представляет собой антологию культуры и повседневности французской столицы периода бурных урбанистических и художественных преобразований. Это пример новаторской исторической оптики, совмещающей скользящий взгляд фланёра с анализом важнейших направлений современной культуры. Книга состоит из 36 папок (конволютов) под тематическими названиями («Мода», «Фотография», «Теория познания, теория прогресса», «Фланёр» и т. д.) и включает в себя тексты автора, выдержки из парижской литературы, прессы и печатной продукции, всесторонне отражающие жизнь города. 

Публикации незавершённого «долгостроя» Вальтера Беньямина предшествовала многолетняя грандиозная переводческая работа Веры Котелевской и Сергея Фокина. Непростой путь русского издания к читателю закономерен в контексте нелёгкой судьбы оригинала. В каком-то смысле «Книга Пассажей» стоила Беньямину жизни, поскольку вдохновлявшая и спасавшая от отчаяния работа над проектом не позволила ему оставить Европу во время Второй мировой войны и уехать в Палестину или Лондон. Жизнь Беньямина оборвалась на франко-испанской границе: сбежав из оккупированного Парижа, он благополучно добрался до границы, но, получив отказ во въезде в Испанию, принял смертельную дозу медикаментов. Перед бегством из Парижа Беньямин передал некоторые рукописи Жоржу Батаю, работавшему в парижской Национальной библиотеке, тот оставил часть рукописей в библиотеке, а часть сохранил у себя. Материалы обнаружил Джорджо Агамбен только в 1981 году. В основу русского издания лёг труд, реконструированный по архивным рукописям автора и опубликованный в 1982 году. Издание дополнено перепиской Беньямина 1928–1940 годов и сопроводительными текстами переводчиков об истории создания текста. 

Роман Ким, «Три дома напротив соседних два»

В серии hide books, посвящённой изучению и переосмыслению культур Дальнего Востока и Восточной Азии без искажающего западоцентризма, вышел сборник произведений Романа Кима (1899–1967) — советского писателя корейского происхождения, видного японоведа и… контрразведчика, сотрудника ОГПУ-НКВД — «Три дома напротив соседних два». Жизнь Романа Кима окутана туманом тайны, разогнать который пока не под силу его биографам. Вероятно, из-за службы в органах и склонности Кима к мифотворчеству неизвестно доподлинно (погрешность составляет несколько лет) ни когда он родился, ни подробности о его семье или личной жизни и т. д. Читатель знает Кима прежде всего как основателя жанра шпионского детектива в СССР и, возможно, как «крёстного отца» Исаева-Штирлица. Детективы Ким начал писать после войны, но этому предшествовала чрезвычайно насыщенная литературная деятельность, посвящённая культуре Японии и практически не известная сейчас. С ноября 1922 года Роман Ким официально числился секретным сотрудником Приморского государственного политического управления под оперативным псевдонимом «Мартэн», а параллельно преподавал японскую литературу и активно публиковался. В настоящий сборник вошли очерк «Три дома напротив соседних два» (1934) — первый и на долгие годы единственный обзор современной японской литературы и хроника общественной жизни новой Японии, глоссы «Ноги к змее» (1927) — комментарии к книге Бориса Пильняка «Корни японского солнца», а также избранные статьи, рецензии, рассказы и переводы. В своих очерках Ким описывает культурную лихорадку, охватившую новую Японию, слом традиционных устоев, духовные поиски японской молодёжи, коммерциализацию литературного процесса, увлечение японских буржуазных литераторов того времени, замкнувшихся в своём писательском квартале (к чему и отсылает загадочное название заглавного очерка), натурализмом и эгобеллетристикой. Книгу сопровождает подробный комментарий японистки Анны Слащёвой и статья биографа Кима Александра Куланова.

Ольга Карпуть, Анна Биневская, Антон Гулевский, Павел Вардишвили, «Мода 2.0. История индустрии с 2008 года»

Очень яркая, причём в буквальном смысле, «Мода 2.0» рассказывает через призму истории российского концепт-стора «КМ20» хронику развития локальной модной индустрии в первой четверти ХХI века, прошедшей путь от «сытых нулевых» до кризисных 20-х. В 2008 году российская мода лишь училась работать по общемировым лекалам, затем пережила период увлечения тяжёлым люксом, сменившийся хипстерскими коллаборациями массмаркета и люксовых брендов, и вступила в эпоху концепт-сторов. Год за годом она последовательно развивалась в этом направлении, налаживая международные связи, но сейчас ей приходится жить и работать практически обособленно от всего остального мира. Однако любой кризис влечёт за собой возникновение новых коллатералей, новаторских решений, и мода, хочется надеяться, не исключение.

На соединении трёх пластов — общемирового контекста, российских реалий и истории «КМ20» — показана связь глобальных и локальных процессов и то, как из этого взаимодействия рождаются уникальные культурные явления. 

Татьяна Дешина, завотделом маркетинга и рекламы издательства «Синдбад»

Мадумита Мурджия, «Кодозависимые. Жизнь в тени искусственного интеллекта»

Перевод: Заур Мамедьяров

Мадумита Мурджия много лет пишет для ведущих мировых СМИ о технологиях искусственного интеллекта. В своей книге «Кодозависимые. Жизнь в тени искусственного интеллекта» она рассказывает, как новые технологии влияют на различные стороны нашей жизни. Автор фокусирует внимание на тех, кто соприкасается с ИИ, но не входит в элиту Кремниевой долины: разметчики данных, модераторы контента, жертвы дипфейков, люди, оказывающие услуги через приложения, врачи, которым не хватает медицинского оборудования. В своей книге Мурджия выступает не как футурист, фантазирующий на тему будущего, но как хладнокровный репортёр, который подсвечивает этические и экономические проблемы взаимоотношений ИИ и человека.  

Уилл Гомперц, «Вот что вы упускаете, или Видеть мир как художник»

Перевод: Дарья Панайотти

В этот раз Уилл Гомперц рассказывает о том, как разные художники видят, а потом изображают разные вещи. Музыка, боль, природа, одиночество — всё это может стать предметом искусства, нужно лишь суметь увидеть. В фокусе внимания Гомперца оказываются Яёи Кусама, Фра Анджелико, Василий Кандинский, Артемизия Джентилески, Поль Сезанн, Питер Пауль Рубенс, Фрида Кало и ещё два десятка художников разных эпох и направлений. Парадоксальная способность автора акцентировать внимание читателя на самых неожиданных фрагментах помогает не только посмотреть на знакомые шедевры мирового искусства (простите меня, статуэтки Шочипалы), но и в принципе расширить свой угол зрения на обычные предметы. 

Натан Девер, «Искусственные связи»

Перевод: Тимофей Петухов 

В романе «Искусственные связи» молодой французский писатель Натан Девер (которому, кстати, на момент выхода книги было 25 лет) изобразил Жюльена Либера, который решил перепридумать себя в виртуальном мире. Он достиг в метавселенной «Антимир» всего, о чём мечтал в реальной жизни: денег, признания, мировой популярности. В реальности же Жюльен не контролировал свою жизнь — и не получил права распоряжаться собой также и в «Антимире». В итоге, когда реальность и виртуальность схлопнулись в один момент, он вернулся в исходную точку, из которой не нашёл выхода. «Искусственные связи» — это глубокая рефлексия человека, который формировался уже во время развивающегося интернета и социальных сетей. В итоге он пронзительно точно описывает и фрустрацию близости, и комплекс бога, и попытки добиться социального успеха, которые переживает его поколение.

Анастасия Козакевич, шеф-редактор издательского дома «Городец»

Кирилл Рябов, «Пьянеть»

Новые произведения Кирилла Рябова дарят надежду на то, что всё будет хорошо, несмотря на страдания и испытания, выпадающие на человеческую долю. У каждого из героев появляется шанс выйти победителем из смертельной схватки с алкоголем. «Пьянеть» — красивая и горькая повесть-сказка о любви, одиночестве и пределах разума с загадками и мотивами немецких романтиков, вплетёнными в абсурдный и артхаусный антураж петербургских окраин. В зеркальном рассказе-антагонисте «Трезветь» главному герою на пути к любимой женщине придётся нести свой порок в буквальном смысле на плечах.

Жаннет Фишер, «Ненависть»

Перевод: Нина Фёдорова

Швейцарский психолог, психоаналитик Жаннет Фишер исследует в этой книге побуждения, которые приводят к ненависти и к актам ненависти. Повествование о жертве / преступнике и вине / невиновности является доминирующим образцом в наших действиях и дискурсах; мы его пленники. И это проявляется не только на личном уровне, но и в социальном и политическом взаимодействии. Мы не можем искоренить ненависть, осуждая её и даже ненавидя. Изменения возможны только после того, как мы выйдем из порочного круга и прольём свет на то, что привело к его созданию.

Юн Фоссе, «Кант»

Перевод: Елена Рачинская

Иллюстрации: Акина Дюзакина

Книга — разговор перед сном отца и сына, которую написал лауреат нобелевской премии Юн Фоссе, построена на принципах повторения и варьирования тем, схожих с принципами построения музыкального произведения. Восьмилетний Кристоффер не может уснуть, он думает о Вселенной. Её необъятность пугает и порождает множество вопросов. Бесконечна ли Вселенная? А если конечна, то есть ли у неё край, кант, как у одеяла? И что там, за краем? Вдруг во Вселенной живёт огромная великанша и мы ей снимся? Что будет с нами, если она проснётся? Придётся позвать папу, ведь он прочитал столько книг и наверняка поможет ответить на все эти вопросы.

Павел Костюк, шеф-редактор издательского проекта «Лёд»

Мишель Пастуро, «Бестиарии Средневековья»

Перевод: Денис Голованенко под научной редактурой Михаила Майзульса

Вот уже второй год подряд мы издаём на русском языке цикл работ всемирно известного французского медиевиста Мишеля Пастуро, посвящённый культурной истории животных. Уже вышли книги о волке, быке, ките и вороне; новое же исследование отходит чуть в сторону и сосредотачивается на феномене бестиариев — книг о животных, которые составлялись в Средние века. Однако бестиарии посвящены вовсе не биологическому описанию видов, но диковинным и нравоучительным их свойствам. Через великое многообразие «звериных» образов в бестиариях люди Средневековья узнавали, как жить и на какие ориентиры равняться, а какие пороки и модели поведения благочестивому человеку следует осуждать.

Пастуро приводит в своей книге огромное количество репродукций и гравюр, разбирая мораль и этику Средних веков через призму образов из животного мира. Помимо традиционной для Пастуро лаконичности и чёткости анализа, это и невероятно красивая книга, которую сложно перестать листать.

Никита Сюндюков, «Немота наших лиц. Русская философия в 7 сюжетах»

Никита Сюндюков, исследователь философии и большой знаток отечественной интеллектуальной культуры, написал ни на что не похожую книгу о классиках российской философии и их влиянии на мир и нашу ментальность. В отличие от великого многообразия академических учебников, посвящённых отечественной философии, «Немота наших лиц» представляет собой живой и современный взгляд на российский интеллектуальный ландшафт XIX–XX веков.

Через 7 сюжетов, главные герои которых — Чаадаев, Достоевский, Соловьёв, Мережковский, Бердяев, Шестов, Булгаков и Флоренский, Никита Сюндюков объясняет, почему русская философия тесно переплетена с литературой и религией и неизменно тяготеет к поиску истины, меняющей мир.

Алексей Соловьёв, «Критика психополитического разума»

Российский философ Алексей Соловьёв известен своим острым анализом проблем современного общества: выгорания, усталости, эксплуатации себя и идеологии достижений.

В книге «Критика психополитического разума» Алексей исследует невидимую сторону нашей эпохи – как власть и рынок проникают во внутреннюю жизнь, превращая заботу о себе в форму управления, а свободу — в обязанность быть эффективным, креативным и успешным.

Следуя за Фуко, Бён-Чхоль Ханом и другими мыслителями, автор показывает, как из лозунга «будь собой» выросла новая форма подчинения, в которой человек сам становится своим менеджером, пиарщиком и психотерапевтом. Это философия выгорающего индивида, который учится заново отличать подлинное «я» от навязанного алгоритмами и маркетингом.

Алексей призывает вернуть смысл в повседневность, научиться заботиться о себе не ради KPI и лайков, а ради внутренней свободы и присутствия.

Адель Юсупова, руководитель пресс-службы издательства МИФ

The Last Book 

Фантастическая повесть от лица художника, выжившего после апокалипсиса. Чтобы не сойти с ума от одиночества и пережитых событий, Ной Каплан начинает вести дневник, в котором описывает всё самое выдающееся в нашей культуре и науке: теории происхождения Земли, истории цивилизаций, модные тренды, еду и напитки, спорт, социальные сети, архитектуру и искусство, кино, литературу.

Ной исполняет гимн человечеству, трогательный и самобытный. Он создаёт последнюю книгу в истории Земли, которая становится музеем памяти нашей цивилизации. 

Алим Ульбашев, «Право и литература»

Книга правоведа Алима Ульбашева — попытка изучить юридические феномены с помощью литературы и проследить их взаимную связь. Мало кто из читателей задумывался, как несовершенство законов помогло Чичикову совершить свою аферу и почему Раскольникову было бессмысленно убивать старуху-процентщицу. 

Помимо законов, автор разбирает, как создавался образ юриста и правовой дискурс в литературе. Он тщательно изучает десятки примеров того, как запросы граждан отражаются в литературе, а потом возвращаются в виде правовых документов и даже Конституции. 

Павел Лимеров, «Пермские мифы для детей» 

Книга доктора наук и фольклориста Павла Лимерова о пермских мифах подойдёт не только детям, но и взрослым, желающим погрузиться в легенды и предания народов Прикамья. Лимеров объясняет, кто такие коми и где живут, какой у них пантеон богов и обычаи. 

Примечательно, что автор дополняет текст о мифологии интересными историческими и научными фактами, вводя читателя в актуальный контекст. Например, рассказывая о найденных древних обломках лыж, упоминает, что самая знаменитая советская лыжница Раиса Сметанина была родом из Республики Коми. 

Ирина Золина, бренд-директор издательства «Бомбора»

Кирилл Светляков, «Русское искусство. Культурные коды»

Эта книга — тонкий и точный инструмент для тех, кто хочет понять, как в русском искусстве формировались представления о мире и о самом человеке. Кирилл Светляков, искусствовед и один из лучших экспертов живописи сегодня, аккуратно выстраивает линию — от художественного образа к культурному коду, показывая, как в композиции, цвете, ритме работ Васнецова, Репина, Шишкина и других мастеров проявляется то, что мы называем национальным характером: внутренняя сила, сострадание, внимание к природе и к человеческому состоянию.

Важно, что это не альбом «красивых картинок», а спокойный, уважительный разговор с прошлым. Книга помогает рассматривать знакомые произведения иначе и фиксировать то, что обычно ускользает от взгляда: тонкие смысловые слои, которые сегодня вновь актуальны.

Думаю, это издание будет интересно тем, кто ищет способ погрузиться в национальную идентичность через искусство — и, возможно, задать себе вопросы о своём месте в этом коде. 

«Где рождается солнце. Первозданный Дальний Восток глазами фотографов-путешественников»

Дальний Восток в этом альбоме предстаёт таким, каким его видят только те, кто действительно до него добирается: без фильтров и украшений, в подлинной силе и уязвимости. Фотографы фиксируют не просто впечатляющие пейзажи Камчатки, Курил и Командорских островов, а редкие моменты присутствия, когда природа кажется одновременно величественной и удивительно близкой. Особенно радует, что интерес к внутреннему туризму сейчас растёт, и такие издания позволяют по-новому взглянуть на нашу страну. Над альбомом работала команда профессиональных фотографов, для которых Дальний Восток — не просто точка на карте, а источник вдохновения и смысл их творчества; их снимки — это не постановочные кадры, а живое дыхание природы. Это издание особенно оценят те, кто ищет возможность на время вернуться к ощущению мира, в котором всё ещё есть место пустоте, горизонту и большому дыханию природы.

Гэнки Кавамура, «Человек с миллионом. Что мы теряем, когда находим деньги» 

У творчества Гэнки Кавамуры в России удивительная судьба: его книги неизменно находят отклик. Тема жизненных ценностей — один из главных трендов на книжном рынке. Читатели всё чаще обращаются к простым, но важным вещам — счастью, заботе, человеческим отношениям, внутренней честности, ищут себя, своё предназначение, настоящие чувства, живую жизнь и подлинное «я». Новая книга продолжает эту линию. Перед нами философская, тихая, почти поэтичная история о том, как крупный выигрыш в лотерею превращается для библиотекаря Кадзууки не в счастливый билет, а в начало непростого внутреннего пути, где исчезновение друга оказывается важнее любых денег.

Кавамура пишет без драматических жестов, но его наблюдения точны и деликатны: что такое богатство — внешнее или внутреннее, сколько стоит мечта и почему потеря делает человека внимательнее к тем, кто рядом. Это не сюжет о деньгах, а размышление о человеческой уязвимости, ответственности и умении слышать себя и других.

Ангелина Швырева, заведующая редакционной группой «АиД» в «АСТ Нонфикшн»

Серия «Твоя коллекция»

Серия «Твоя коллекция» — это книга как продуманный подарок. В её основе — принцип «одна книга — один художник». Так, поэзию Серебряного века сопровождают работы Ван Гога, стихи Золотого века — картины Моне, а любовную лирику — произведения Климта. Красивые и качественно изданные книги, где текст и иллюстрации дополняют друг друга.

Омар Хайям, «Шатёр мудрости. Рубаи»

Один мудрец. 368 тщательно подобранных и скомпонованных рубаи. 100 картин

Эдмунда Дюлака и Рене Булла. Издание «Шатёр мудрости» представляет собой уникальный синтез поэзии и живописи. Омару Хайяму устанавливают памятники, в его честь названы лунный кратер и астероид, но до сих пор доподлинно неизвестно, как он выглядел при жизни. Загадочная личность Хайяма оживает в его бессмертных стихах. Ими «соткано полотно жизни» — философское осмысление бытия, наполненное мудростью, любовью и жаждой истины. Это книга-событие, где каждая деталь, от визуального ряда до состава четверостиший, создаёт целостный и прекрасный мир.

«Импрессионизм. Книга в футляре + плакаты» 

Почему импрессионизм спустя полтора века не просто актуален, а невероятно популярен? Его картины — это эмоция, которую не нужно расшифровывать.

Импрессионизм — это не просто книга, это искусство об искусстве, изданное в безупречной детализации. Книга в футляре + репродукции в количестве трёх штук для вашего интерьера. Переплётная крышка издания обтянута шёлком, на котором расположились всем известные кувшинки Клода Моне, которыми также усыпан футляр, имеющий магнитные дверцы. В книге более 150 шедевров живописи,

фрагменты некоторых увеличены и размещены на 6 распашных разворотах, чтобы можно было разглядеть детали. 20 захватывающих историй об импрессионистах и пуантилистах помогут понять, как рождалась эта революция в искусстве. Это не просто издание, это личная встреча с прекрасной эпохой.

Анастасия Евдокимова, генеральный директор издательства «Кучково поле Музеон»

Ольга Хорошилова, «Молодые и красивые: Мода двадцатых годов»

Это, по сути, костюмная биография 1920-х годов, рассказанная через истории людей, чьи образы стали символами эпохи. Ольга Хорошилова показывает десятилетие как культурный слом, в котором мода становится отражением новых свобод, социальных напряжений, джаза, городской скорости, гангстерской эстетики и археологических увлечений. Книга знакомит нас с иконами стиля того времени — Зельдой Фицджеральд, Кларой Боу, Коллин Мур, Луизой Брукс, Нэнси Кунард. После прочтения понимаешь, почему двадцатые называют «ритмичными и безумными»: спорт, автомобили, дальние путешествия, ар-деко, африканские мотивы, модернистские ткани, первые мировые фешен-тренды. Это богатая, визуально яркая и при этом исследовательски выверенная работа, написанная живым узнаваемым языком Ольги Хорошиловой.

Ирина Чепкунова, Олег Дедков, Вера Савельева, Тимур Джалилов, Александра Громыхина, «Дом Правды. На первой полосе архитектуры»

Этот проект для нас особенно важен — здесь идёт речь не просто об архитектурном памятнике, а прежде всего о людях, которые его создавали и в нём работали. Мы впервые представляем малоизвестные материалы о Пантелеймоне Голосове — архитекторе, который при жизни был заметной фигурой, публиковался, участвовал в конкурсах, преподавал и руководил мастерскими, но со временем оказался в тени брата. В 1930-е он возглавлял мастерскую Моссовета № 9, а затем стал главным архитектором второй мастерской Наркомтяжпрома — одной из трёх крупных мастерских ведомства. Наряду с мастерскими Весниных и Моисея Гинзбурга она участвовала в проектировании объектов по всей стране. Графических материалов Голосова почти не сохранилось, эпистолярного архива нет, а несколько подлинных чертежей комбината «Правда» являются по сути единственными документами, дошедшими до нас. Многие проекты авторам книги пришлось разыскивать по изданиям 1920–1930-х годов. Именно поэтому публикация уникальной графики и редких чертежей из ЦГА Москвы — материалов, которые обычно недоступны исследователям, — становится особенно ценной. И конечно, книга рассказывает о жизни самого комбината, о его месте в истории советской прессы, о людях, которые здесь работали, и о том, как через судьбу одного здания проступает история страны.

Софья Мильё, «Я — метро»

Книга Софьи Мильё создана с актуальной задачей: рассказать ребёнку о московском метро так, чтобы он увидел в нём пространство, где всё устроено логично и доброжелательно. Софья проходит вместе с читателем весь путь — от буквы «М» у входа до самых глубоких тоннелей, объясняя, зачем нужны эскалаторы под углом в 30 градусов, откуда на старых станциях окаменелости возрастом в 200 миллионов лет, как работает проходческий щит и что делает машинист, когда поезд задерживается в тоннеле. Так ребёнок не просто узнает сухие факты про метрополитен, а начнёт воспринимать его как живой организм, у которого есть характер, история и свой собственный ритм. 

Подготовила Анастасия Рыжкова

Обсудить на сайте