Не только Цветаевы и Тарковские. Креативные семьи – о жизни в Тарусе
Женя Бондаренко и ее муж Миша Самолётов – художники. Они познакомились в Москве, но уже долгие годы пара живет в деревне Похвиснево под Тарусой в доме из глины и соломы, который сами и построили. Женя рассказала «Снобу» о том, зачем было переезжать сюда, и как Таруса возвращает каждому человеку имя и субъектность:
Что для вас перевесило все плюсы жизни в Москве и подтолкнуло к окончательному решению о переезде? И почему именно в деревню под Тарусой?
Мой муж родом из Тарусы. Мы оба художники, познакомились в студенческие годы в Москве, но всегда знали, что в столице не останемся – хотелось жизни в своем доме вдали от шума и суеты. Впервые в Тарусе я оказалась в 2008-м, и мне этот город не очень понравился: показалось, что это глухая деревня без возможностей для развития. В 2014-м мы купили землю под Тарусой. Было страшно думать о том, что придется туда переехать насовсем, хотя муж уже перебрался туда и начал строить там дом. Наконец я все-таки решилась – и буквально через полгода поняла, что это лучшее место для жизни.
Таруса не раскрывается сразу. Ее красота не в архитектуре, не в какой-то пряничности, как в Суздале, например. Вся прелесть Тарусы – в природе и людях, в крепких сообществах. Такого их количества я больше нигде и никогда не встречала. Мы все тут дружим и делаем разнообразные совместные проекты – этим и живем. Меня как художника эта среда очень сильно развивает, то есть на творчество жизнь тут влияет сугубо положительно. Здесь все время хочется расти выше, тут нет возможности «затухнуть».
Строить дом из соломы и глины, да еще и круглый, придет в голову далеко не каждому. Как вы пришли к такому проекту? Зачем был нужен именно дом – и именно такой?
Мы сразу понимали, что наш дом не будет обычным. Миша – человек нестандартный, и жилье требовалось нам соответствующее. Была идея создать гармоничное пространство для человека, из материалов, доступных на местности. Форма дома возникла естественным путем в процессе его проектирования, вообще-то она не совсем круглая, больше напоминает куриное яйцо.
Важно было и то, что мы можем брать что-то у природы и трансформировать это, чтобы наш дом не выбивался из общей среды. Хотелось по-скромному влиться в экосистему. Мы старались минимально нарушать естественный ход событий, желая жить в симбиозе с природой, а не в конкуренции. Для нас строительство дома стало полноценным творческим актом – мы с таким же настроем подходим к созданию других пространств и объектов.
Таруса не в последнюю очередь ассоциируется с творческими личностями – Цветаевой и семьей Арсения Тарковского, например. Вы ощущаете себя частью этого тарусского мифа?
Попадая в Тарусу, ты становишься творческой личностью. Тут невозможно иначе. Выйдешь на улицу – и обязательно встретишь поэтов, художников, музыкантов. Утром мы говорим про Рихтера, стоя над прилавком с сыром. За обедом обсуждаем Фейербаха, Достоевского, Тарковского. После ужина вспоминаем Поленова.
Каждый день – интеллектуальные беседы с потрясающими яркими людьми, писателями, переводчиками… Очень удивляет до сих пор, что они встречаются в самых банальных местах – в магазинах, на остановках, в кафе. Кажется, тут каждый так или иначе связан с какой-нибудь творческой деятельностью.
Как вы взаимодействуете с местной культурной средой – есть ли здесь новые возможности для коллабораций, выставок, встреч с новой аудиторией, которые были бы сложнее в Москве?
Да, тут проще что-либо реализовать и выстроить отношения. Потому что все люди, с которыми я тут встречаюсь, в моих глазах – личности, а не функции. Я знаю имя каждого, тут нет безличностных персонажей. В Москве ты говоришь: к нам придет монтажник. А здесь ты понимаешь, что к тебе придет не кто-то абстрактный, а Андрей Петрович, что у него прекрасная жена, которая пишет стихи. У каждого человека тут есть история, известная всем остальным. Это облегчает взаимодействие между людьми. Все находятся в постоянном контакте – и друг с другом, и с администрацией. Это позволяет делать множество проектов параллельно. Словом, в Тарусе прекрасно!
Алексей Беляков занимается чайными сборами, а его жена Яна Чальцева – дизайном одежды. Не так давно они открыли в Тарусе необычную чайную, а сейчас строят планы перезапуска тарусской фитофабрики. Алексей рассказал «Снобу» о том, как благодаря этому напитку можно подружиться со всем городом, запустить целую креативную индустрию и поднять местное производство, а еще о том, насколько крепки традиции семейного быта в Тарусе:
Почему именно Таруса стала местом, где вы решили чайным делом? За этим стоит какая-то особенная семейная история?
Я чайный технолог – больше десяти лет занимаюсь чаем, травяными сборами и их разработкой, развиваю крупнейшую компанию, которая занимается элитным чаем, – «Мойчай». В России у нас более двадцати магазинов, а вообще мы работаем на пять стран.
Пять лет назад я захотел купить загородный дом – и спустя полгода поисков купил его в Тарусе. К сожалению, выбор этого места с моим делом не связаны. Но когда мы только переехали в Тарусу, буквально в первый же год нас «взял в оборот» художественный совет города. Мы сразу познакомились со многими местными, всех стали угощать нашим чаем. И нас тут же позвали на рождественскую ярмарку. А после нее нам сказали: оставайтесь тут, вы так хорошо сюда вписываетесь! – и отдали нам помещение, в котором проходила ярмарка.
В этом помещении появилась наша чайная. Она отличалась от пафосных московских чайных клубов – я занимался ей как своим хобби. Основная прелесть Тарусы в том, что она раскрывает потенциал каждого человека. Каждый здесь помогает другим что-то реализовать. Мы с нашим чаем буквально в течение года так плотно интегрировались в тарусское комьюнити, что буквально одно-два рукопожатия отделяет нас от любого другого жителя города, будь то начальник полиции, мэр, продавец или почтальон. С каждым тут одинаково легко удается завязать диалог. Таруса – славное место, в котором очень быстро реализуются любые начинания, если ты активный и общительный человек. Здесь тебя быстро понимают и всегда поддерживают.
Есть ли в Тарусе какие-нибудь особенные местные технологии для производства чайных сборов? Или, может быть, вы сами их развиваете?
В какой-то момент я начал обрабатывать российские травы методом, который применяется в Китае на китайском чае. Вы, наверное, знаете, что весь чай делается из одного растения. Но их большое количество сортов – белый, красный, черный, зеленый – это все зависит от метода его обработки. И вот в России мы стали не просто травы сушить, а вялить их, ферментировать, коптить, жарить и делать из них замечательные сборы, это стало нашей визитной карточкой.
На фитофабрике в Тарусе мы будем это дело развивать. Уже начали: у нас есть специальный коптильный шкаф для чая. После копчения чай надо будет выдерживать в бочках с ароматным изюмом. Это будет полностью натуральный продукт, но с добавлением натуральной ароматики.
Влияет ли как-нибудь на вашу работу культурная атмосфера Тарусы и истории множества творческих людей, живших здесь в прошлом веке, – той же Цветаевой или Тарковского, например?
Да, весьма. Здесь много творческих людей живет и сейчас, и мы друг друга мотивируем, встречаемся, пьем чай – это очень хорошо всех сближает. Люди, имеющие утонченный вкус к чаю, несомненно, мотивируют тебя делать лучший продукт. Когда я делаю какие-то новые продукты, мне очень важно мнение своих друзей местных, тарусских. Есть у нас свои небольшие места – недавно открылась чайная, называется «Белый лист». Там мы встречаемся, дегустируем чай, играем на музыкальных инструментах. Она в центре города. Кстати, если начать интересоваться, выяснится, что культурные деятели Тарусы любили хороший чай – и Тарковский, и Штейнберг, и Цветаева…
Самое удивительное в Тарусе – это даже не виды и не музейные имена, хотя и они тут, конечно, повсюду. Главное – ощущение, что твоя идея здесь не тонет в скепсисе, а подхватывается людьми на лету. В этом маленьком городе живет неприлично много творческих, доброжелательных, готовых к приключению людей. Такая легкость, такая поддержка – порой кажется, будто ты действительно оказался в России будущего, в каком-то параллельном мире, где всё возможно, стоит только сказать. Где «давайте попробуем» не тонет в бумагах и недоверии.
Так и случилось с нашим летним фестивалем чая «Тарусское чаепитие»: несколько единомышленников – бывший мэр Сергей Манаков, культурная авантюристка и блогер Полина Бруни, герой этой статьи Женя Бондаренко – и городская администрация, которая не сказала ни одного лишнего «нет». Рестораторы, мастера, вышивальная фабрика – все включились, каждый добавил свое – и вдруг появился новый культурный смысл, вкус города, уместившийся в чашке. Это и есть подлинная ценность Тарусы: здесь умеют объединяться ради простых, но красивых вещей.
В какой мере традиции семейного быта сохраняются в Тарусе, по-вашему? Сегодня тут ценятся чайные церемонии – что-то такое, что связано со старой русской дачной культурой?
Да! Здесь все больше ценится натуральность, что-то земное и настоящее. Сохранение традиций семейного быта хорошо с этим согласуется. Я вижу много молодых семей здесь, которые живут здесь счастливо – и именно в согласии с традициями. Когда мы начали делать чай в Тарусе, до нас особо не было таких активных людей, кто всех бесплатно угощал из самовара и что-то про чайные церемонии и традиции рассказывал. Отклик мы получили на это просто колоссальный. У нас было такое регулярное мероприятие – мы по воскресеньям в три часа дня на площади топили самовар. Очень быстро люди стали приходить, бабушки – приносить варенье, огурцы, все друг друга старались чем-то угощать… И это потрясающе. А сейчас в городе очень хорошо стали продаваться разные чаи.
У нас есть друзья, которые купили усадьбу в Истомино. Они там проводят разные события, выставки, фотосессии, пикники. И одно из самых востребованных мероприятий в этой усадьбе – как ни странно, рассказ про русскую чайную традицию с чаепитием. С пирогами, с какими-то еще рассказами и экскурсиями…
Подготовил Алексей Черников