Я — маленькая лошадка. Образ коня в русских народных промыслах
Дымковская игрушка
Один из старейших русских народных промыслов — возник 400 лет назад в слободе Дымково под Вяткой (Киров). Те самые свистульки начали лепить к ежегодному весеннему празднику «Свистуньи» — в память о погибших в Хлыновском побоище 1418 года: тогда у стен города столкнулись вятчане и устюжане, которые из-за темноты приняли друг друга за врагов. В основном свистульки были в форме животных. И хотя настоящим символом дымковской игрушки стала барышня, конь здесь также любим в разных видах: одинокий конёк, двуглавый конь как олицетворение дня и ночи и единства двух миров, конь на карусельке и т. д.
Филимоновская игрушка
Гончарный промысел в тульской деревне Филимоново ведёт свою историю с XVI в. Земля здесь была неплодородной, зато места оказались богаты залежами пластичной глины. Лепка и обжиг глиняной посуды стали для жителей деревни основным ремеслом. Маленькие фигурки-свистульки изначально делались, чтобы дарить их детям, но постепенно стали популярным товаром на ярмарках. Так родилась знаменитая филимоновская игрушка, в том числе — в форме коня: яркая, обязательно с вытянутой, как у жирафа, шеей, расписанная солнечными узорами.
Гжель
Особый вид росписи по керамике назван в честь деревни, которая была в списках владений Ивана Калиты в XIV веке. Местные жители лепили и обжигали керамическую посуду, а также фигурки в виде животных («гжель» — от древнерусского «жечь»). Бело-голубая роспись на гжельских предприятиях появилась только в начале XIX в. В гжельской традиции многие сюжеты связаны с зимой, и нередко здесь можно встретить образ зимнего коня, запряжённого в сани. В росписях животное встречается реже, чего не скажешь о фигурках — изящный бело-синий конь стал одним из самых узнаваемых символов гжельского фарфора.
Хохлома
Декоративная роспись золотистыми, зелёными и красными красками на чёрном фоне зародилась в деревнях левого берега Волги. Готовые изделия везли продавать в крупное торговое село Хохлома Нижегородской губернии, отчего роспись и получила своё название. Образ коня в этом промысле многолик: он встречается и в качестве самостоятельной фигуры, и как часть орнамента.
Каргопольская игрушка
Ещё в XI–XIII вв. в Архангельской области лепили посуду из местной красной глины. Но настоящий расцвет промысла пришёлся на XIX век: за зиму крестьяне успевали налепить сотни изделий и продавали их на ярмарках. Образ коня — один из древнейших в каргопольской игрушке (самая старая находка датируется XV веком). Ещё один популярный персонаж каргопольских ремесленников — Полкан (или Полихан), полуконь-получеловек.
Абашевская игрушка
Абашевская свистулька — один из самых причудливых народных глиняных промыслов. Он зародился в Спасском уезде Пензенской губернии, в селе Абашево, где гончарное дело упоминается ещё в начале XVII века. Однако узнаваемый облик этих игрушек (гротескная пластика, высокие шеи, фантастические звери с яркой росписью) сложился лишь к концу XIX века. Конь в абашевской традиции почти неузнаваем — здесь это мифическое абстрактное существо.
Палехская роспись
Посёлок Палех Ивановской области издавна знаменит иконописью. Наивысшей точки мастерство палехских иконописцев достигло в XVIII–XIX вв. Местные мастера помогали расписывать и реставрировать Грановитую палату, церкви Троице-Сергиевой лавры, а также Новодевичий монастырь. После революции 1917 года, когда религиозное искусство оказалось под запретом, художники перенесли свои навыки в фольклор. Конь здесь почти всегда изображается в динамике: стремительный, огненный, летящий.
Автор: Александр Юдин