Лучшее за неделю
Дмитрий Самойлов
24 декабря 2025 г., 19:25

Непотопляемый. Сто лет «Броненосцу “Потёмкину”»

Читать на сайте

Фильм Сергея Эйзенштейна «Броненосец “Потёмкин”», как мы помним, заканчивается тем, что гигантский военный корабль закрывает собой кадр, наезжая всей своей железной мощью на зрителя, вплывая, а точнее, входя в зал. Примерно так же эта кинолента накрыла за последние сто лет всю культуру — русскую, зарубежную, элитарную и массовую.

В массовой культуре шутили о гнилом мясе или называли Леонида Ильича Брежнева «Бровеносец в потёмках». В элитарной культуре упоминали — и будут упоминать — этот фильм как образец киноискусства, ссылаясь на него при каждом удобном случае — какой монтаж, какой кадр, какой, извините, саспенс! Что уж говорить о музыкальном сопровождении!

В одной итальянской комедии из серии фильмов о неудачливом обывателе Фантоцци авторства Паоло Вилладжо работники учреждения устраивают бунт, потому что начальник, будучи поклонником Эйзенштейна, заставляет их раз в неделю пересматривать «Броненосец “Потёмкин”». Сцена съёмок Одесской лестницы была воспроизведена в комическом ключе в польском фильме «Дежа вю».

«Потёмкин» проник в культуру грибницей, как и русский авангард, частью которого он выступал. Был ли возможен мировой успех русского авангарда без русской революции? Если о Малевиче с Кандинским тут можно спорить, то относительно Эйзенштейна всё понятно — без революции никакого «Потёмкина» быть не могло. Поэтому и сам он стал революцией в искусстве.

Первый раз фильм показали 24 декабря 1925 года в Большом театре, где в тот день праздновали двадцатилетие революции 1905 года. Пишут, что спустя сто лет фильм показывают там же, но уже не в честь юбилея народных волнений, а как прославленный памятник русского кинематографа. Фильм действительно регулярно входит в списки лучших и наиболее значимых вот уже целый век, по мнению самых авторитетных критиков, киноведов, историков кино — согласно международному опросу критиков в Брюсселе в 1954 году, согласно журналу Sight & Sound, согласно рейтингам журнала Empire. Даже Йозеф Геббельс говорил, что фильм этот настолько художественно выразителен, что тот, кто нетвёрд идейно, посмотрев это кино, может изменить своим убеждениям в пользу коммунизма. Что и случилось с французским кинокритиком и теоретиком кино Жоржем Садулем — он увидел «Броненосца» и вступил в коммунистическую партию.

Столько лет прошло, а кино это волнует людей до сих пор. Чтобы снизить градус пафоса, добавлю личную историю. Сидел у себя дома в кабинете и смотрел «Броненосец “Потёмкин”». Ближе к концу фильма — а он, надо сказать, длится всего 75 минут — в комнату ко мне зашли жена с детьми и спросили, на какие свершения я пытаюсь сподвигнуть всю семью, слушая эту не дающую покоя окружающим музыку.

И тут надо отметить, что сколько бы раз я ни видел сцену несостоявшегося расстрела матросов на палубе, я не могу сдержать внутреннего негодования и волнения, будто бы не знаю, чем кончится. Это признанное мастерство Эйзенштейна — снимать и монтировать так, чтобы вовлекать зрителя в действие мгновенно, оставляя в напряжении до самого конца. Вы ведь тоже знаете, что коляска с младенцем, которая катится по Одесской лестнице в третьей части фильма, не переворачивается? В общем, мы же можем предположить, что с ребёнком всё в порядке, никакой трагедии не произошло. И тем не менее это, вероятно, самая драматичная сцена в мировом кинематографе — вот коляска катится, прыгает по ступеням, сердце зрителя замирает, он видит, что коляска вот-вот опрокинется, младенец вылетит из неё прямо на ступени! Но кадр обрывается, мы видим кричащую пожилую женщину, которая не имеет отношения к коляске, — это уже другой микросюжет полотна. И тем не менее мы за сто лет так и не отделались от ощущения, что видели падение детской коляски. Это Эйзенштейн заставил наше воображение дорисовать трагедию, которую сам не стал изображать.

То же касается растоптанных людей на лестнице — много и долго говорили о том, что режиссёр проявлял на съёмках жестокость, оправдывая её поисками реализма: солдаты должны были по-настоящему наступать на руки, головы и туловища людей сапогами. Но нет. Сохранились фотографии, на которых видно, что наступающий в момент съёмки держался за специальную перекладину, а уже при монтаже автор создавал страшную иллюзию давки.

Но, кажется, Эйзенштейну нравилось пугать зрителя. Тормошить его, немного над ним издеваться. Это в ту пору было естественным художественным методом. Скажем, в Германии Бертольд Брехт изобрёл «эпический театр», в рамках которого зритель вовлекался в действие, а «четвёртая стена», отделявшая зал от сцены, разрушалась. В финальном кадре «Потёмкина» военный корабль вплывает в зал, накрывая собой зрителя, как бы давя его после всего увиденного. А показано за 75 минут было много.

Весь фильм режиссёр шокирует зал довольно прямолинейной изобразительностью — если мясо гнилое, то черви в нём показаны крупным планом. Кровь даже на чёрно-белой плёнке выглядит убедительной и натуральной. Когда раненый матрос Вакуленчук падает на канатный блок, начинаешь всерьёз переживать за позвоночник то ли артиста, то ли героя. Солдаты стреляют в демонстрантов безо всякой скидки на художественную условность — разбитые очки, раздавленные руки, пулевые ранения — всё это играет на общий образ смерти старого режима.

В общем, нет ничего удивительного, что через некоторое время советская власть сделала основным художественным методом в искусстве соцреализм, который с утомительной неизбежностью предполагает некоторый мажор в произведении. Потому что если позволить художникам нагнетать обстановку так, как это делал Эйзенштейн, ещё неизвестно, к каким выводам придёт зритель.

Тем более всё это интересно, что весь «Броненосец “Потёмкин”» был в известной степени авантюрой — изначально это должно было быть масштабное полотно о революции 1905 года, где история о восстании на броненосце — только эпизод. Но сценарий утвердили на три месяца позже, чем должны были, выбор натуры тоже занял некоторое время, в итоге на съёмки и монтаж оставалось три месяца, и Эйзенштейн решил, что снимет фильм, целиком посвящённый героическим «потёмкинцам». Такова роль импровизации в искусстве.

Иногда говорят, что Сергей Эйзенштейн сыграл в своём фильме священника — карикатурного, заросшего, непромытого попа, который вместо того, чтобы взывать к милосердию, пытаясь предотвратить расстрел матросов, постукивает крестом по руке, бормоча: «Братья, остановитесь». И это правда наполовину. Эйзенштейн действительно загримировался под священника, но только для того, чтобы упасть вниз по лестнице (трапу), попав в кадр спиной.

«Броненосец “Потёмкин”» за сто лет совершенно не состарился как киноматериал — я повторюсь, рядом художественных решений этот фильм до сих пор держит зрителя в напряжении, там до сих пор есть что смотреть и слушать. Гениальная музыка Эдмунда Майзеля и Дмитрия Шостаковича сочетается с мотивами «Марсельезы» и народных песен. И это вневременное качество киноленты даже немного пугает.

А вдруг и за следующие сто лет не снимут ничего более образцового?

Обсудить на сайте