Фактология против познания. На чём должно фокусироваться образование в цифровую эпоху
Информационный шум
В XXI веке фокус в сфере образования смещается с простой передачи знаний на непрерывное обучение, развитие в человеке способности быстро адаптироваться к изменениям и мыслить критически. Это особенно важно в условиях переизбытка информации, который стал следствием технологического прогресса.
«Раньше обучение строилось вокруг дефицита информации. Сегодня у школьников другая проблема: как верифицировать огромный информационный массив, отличить достоверный источник от недостоверного», — говорит руководитель менторского отдела Регина Серкина.
Изменилась и роль самих преподавателей. Теперь они не просто передают знания, а помогают выстраивать образовательные цели, осмыслять собственную траекторию развития и ориентироваться в мире, где ИИ становится привычным инструментом не только для решения повседневных, но и учебных задач. В России 74% учащихся до 25 лет регулярно используют нейросети — преимущественно для написания сочинений и эссе. В Великобритании число пользователей выросло с 66% в 2024 году до 92% в 2025-м. В США к ним прибегают 84% школьников и 92% студентов. Многие эксперты, в том числе сами преподаватели, считают, что вводить жёсткие запреты на использование ИИ не стоит, ведь нейросети помогают автоматизировать рутинные операции и отрабатывать типовые задания.
«Нужно учить детей осознанно взаимодействовать с цифровой средой — понимать принципы работы алгоритмов, возможности и ограничения ИИ. При этом анализ аргументов, работа с абстрактными моделями и обсуждение границ применимости полученных знаний по-прежнему остаются важными. ИИ не способен в полной мере заменить человеческое мышление», — отмечает руководитель отдела по работе с семьями, историк, выпускник Берлинского университета имени Гумбольдта Пётр Вебер.
С этим подходом согласен предприниматель и эксперт в сфере международного образования Александр Таратута.
«Способность к мышлению и самостоятельному обучению формируется только через целеполагание, учебную дисциплину и живой диалог с преподавателем, который обладает эмпатией, недоступной ИИ. Нейросети же могут быть полезны как инструмент — для анализа данных, подготовки к экзаменам или работы с текстами», — подчёркивает он.
Побуждение к мышлению
На смену традиционному формату обучения с его конвейерной передачей знаний и ориентацией на унифицированные программы и усреднённые показатели успеваемости приходит персонализированный. Передовые образовательные проекты выстраивают учебные маршруты, ориентируясь на тип мышления, темп усвоения учебного материала, интересы и академические цели ребёнка. Такой маршрут, с одной стороны, учитывает требования школьных программ и критерии поступления в университеты, с другой — отвечает условиям информационного перенасыщения и ускоренного обновления знаний.
Как правило, маршрут выстраивается поэтапно. Сначала оцениваются когнитивные особенности школьника, его работоспособность и уровень академической подготовки по базовым дисциплинам и интересующим предметам. Затем определяются мотивация школьника, его профессиональные интересы, система ценностей и готовность к тем или иным образовательным и карьерным сценариям. Всё это позволяет выстроить доверительные отношения, выбрать наиболее подходящие образовательные форматы и превратить обучение в осмысленный процесс.
«Все дети очень разные: одних мотивирует постановка целей и регулярное отслеживание прогресса, других — практическая применимость знаний. Если ребёнку, например, скучно изучать физику в абстрактной форме, стоит предложить ему проект с наглядным результатом. Это поможет ему выстроить образовательную траекторию и разглядеть картину идеального будущего», — говорит Регина Серкина.
На смену старой модели обучения, которая строилась преимущественно на внешнем давлении со стороны родителей и школы, приходят диалог и совместное осмысление образовательного выбора. Ментор ориентирует ребёнка в мире профессий, формирует гипотезы образовательного профиля, знакомит с экспертами из разных областей с актуальным опытом работы в индустрии. При этом процесс обучения остаётся максимально сбалансированным, классические методы сочетаются с высокотехнологичными. Образовательные программы разных стран адаптируются и дополняются интересными школьнику предметами. Проектноориентированное обучение помогает ребёнку понять, как в будущем ему пригодятся те или иные знания и прикладные навыки (например, составление презентаций и работа в компьютерных программах). Ведь эти умения иногда имеют решающее значение для приёмных комиссий западных университетов, которые оценивают не только академическую успеваемость, но и способность к самостоятельной интеллектуальной работе.
Диплом как социальный лифт
Высшее образование нужно не всем, но для многих оно остаётся важным инструментом профессионального и личностного роста. Университеты, в отличие от школ, уделяют гораздо больше внимания развитию у студентов критического мышления и способности к самообучению, актуальных в цифровую эпоху.
«Главная задача среднестатистической общеобразовательной школы — дать базовые знания и натаскать ребёнка на ЕГЭ или аналогичные выпускные экзамены международной программы. Это почти не способствует развитию у подростков нестандартного аналитического мышления. Вспомните уроки литературы: учитель объяснял, что именно писатель хотел сказать своим произведением, — других вариантов не было. Это можно понять: без общепринятых трактовок учителю тяжело определиться, кому какую оценку ставить. В университете же учат думать на взрослом уровне: вычленять из огромного массива информации суть и задавать правильные вопросы — этим студенты буквально занимаются при написании курсовых и дипломных работ», — говорит директор по продукту, магистрант Сорбонны Алеся Любавина.
В университетской среде есть все условия для включения в профессиональные сообщества, получения первого практического опыта и выстраивания карьерной траектории. При этом доступ к ним во многом по-прежнему определяется статусом образовательного учреждения: «Нужно быть очень талантливым и пробивным человеком, чтобы попасть, например, в McKinsey без диплома топового университета».
Ещё один бонус, который даёт университет с именем, — качественный нетворкинг.
«Чем масштабнее университет, тем больше шансов, что кто-то из однокурсников создаст перспективный бизнес и ты попадёшь в компанию как партнёр с долевым участием или как наёмный топ-менеджер. Многие состоявшиеся предприниматели продолжают обучение на тех же программах MBA/EMBA как раз ради нетворкинга», — резюмирует Алеся Любавина.
Статус и практикоориентированность
Несмотря на трансформацию образовательных моделей, престижность университета по-прежнему остаётся одним из ключевых факторов выбора: абитуриенты ориентируются на позиции вузов в национальных и международных рейтингах, воспринимая их как показатель качества и карьерных перспектив.
«Многие компании, хотя и отрицают это на словах, на первых стадиях рекрутмента отсеивают резюме по статусности диплома. Например, в Англии, где я сейчас живу, без сильного диплома не попадёшь в банковскую сферу и сферу недвижимости», — делится старший менеджер по работе с клиентами, магистрант факультета биоинформатики Имперского колледжа Лондона Вероника Бутрим.
При этом фокус со статуса вуза, хотя и медленно, смещается на практикоориентированность. Эта тенденция подтверждается ростом числа стажировок, волонтёрских программ и других карьерных практик, которые помогут студенту сделать первый шаг в профессию.
Образовательная стратегия всё чаще рассматривается как долгосрочная и динамическая: она может пересматриваться по мере взросления человека или в ответ на технологические, экономические и культурные перемены, но её ядром остаётся осознанный выбор и последовательное развитие интеллектуальных способностей. В мире, где информация больше не является дефицитом, именно способность к её интерпретации, критическому анализу и объяснению определяет реальную ценность образования.
EdEra School — международная образовательная компания, предоставляющая персонализированные решения в области профориентации, развития учебной мотивации, подготовки к экзаменам любой сложности и поступления в ведущие университеты России и мира.
Подготовила Анна Алексеева