Исследование: боль от утраты питомца не отличается от скорби по человеку
Скорбь, вызванная смертью домашнего питомца, может быть столь же продолжительной и тяжёлой, как и после утраты члена семьи. Владельцы животных могут страдать от пролонгированного расстройства горя (ПРГ) — состояния, которое до сих пор диагностировалось только после потери близкого человека, пишет The Guardian.
ПРГ характеризуется интенсивными и длительными страданиями, которые длятся месяцы или годы. Это состояние включает глубокую тоску, трудности с социальным взаимодействием и выполнением обычных дел, а также чувство, будто часть личности утрачена безвозвратно.
В ходе опроса 975 взрослых жителей Великобритании выяснилось, что 7,5% людей, потерявших питомца, демонстрируют симптомы, соответствующие ПРГ. Этот показатель близок к уровню расстройства после смерти близкого друга и лишь незначительно уступает аналогичным цифрам при утрате бабушки или дедушки (8,3%), брата или сестры (8,9%) или партнёра (9,1%). Более высокие показатели были зафиксированы только после потери родителей (11,2%) или детей (21,3%).
Приблизительно каждый пятый респондент, переживший потерю и человека, и животного, отметил, что смерть питомца перенеслась тяжелее. Это происходит из-за того, что люди часто испытывают стыд и изоляцию, открыто выражая горе по умершему животному.
Учёные оценили, что каждый 12-й случай ПРГ в стране связан именно со смертью домашнего животного. Автор исследования, профессор психологии Филип Хайленд из Ирландского университета Мэйнута, подчеркнул, что симптомы тяжёлого горя по питомцу полностью совпадают с симптомами горя по человеку.
Профессор призвал пересмотреть диагностические руководства, которые в настоящее время исключают потерю питомца как основание для постановки диагноза ПРГ. Он отметил, что сохранение такой позиции можно рассматривать не только как научно ошибочное, но и как бессердечное решение.