Мини-тренд: вино в чекушке
Сплит, чекушка и poppers
Винный эксперт Роберт Джозеф известен прогнозами. Некоторые из них сбываются. Например, Джозеф предсказал популярность винных коктейлей. А за несколько лет до появления современных смартфонов спрогнозировал возникновение винных блогов, которые можно будет читать с «электронных приборов вроде карманного компьютера». Одно из предсказаний Роберт Джозеф сделал в Москве в 2017 году. Выступая перед специалистами, он сказал, что вина будут продавать в пластиковых упаковках и металлических банках. Тогда эта идея удивила многих. «Какие вообще банки? — вспоминает вице-президент российской ассоциации экспертов рынка ритейла Александр Ставцев. — Все привыкли, что вино должно быть в бутылке с пробкой. Его принято открывать штопором. Но удивительно, что предсказание Джозефа о банках сбылось».
В России в маленькой таре продают в основном крепкий алкоголь. Например, ещё в 2019 году четверть всей водки разливалась в 100- и 200-граммовые бутылки. Теперь в мини-формате можно встретить вино. В бутылки объёмом 0,375 л разливают премиальные Бордо и супертоскану. А в чекушках продают органическое вино из ЮАР, венгерский токай, российское и итальянское игристое. Впрочем, специалисты, которые говорят о вине в малой таре, не используют водочных названий.
Маленькие винные бутылки называют по-разному. Например, «сплит» и «пикколо». Можно встретить название personal poppers — по аналогии с жидкостями, которые продают в крохотных флаконах в секс-шопах. Игристое в маленьких бутылках предлагают шампанские дома Moët & Chandon, Laurent Perrier и Nicolas Feuillatte. В них разливают просекко винодельни La Marca, Riondo и Mionetto.
Фреди Меркьюри, Форд Коппола и английские пьяницы
Бутылки на одну порцию появились больше века назад. На их авторство претендует дом Moët & Chandon. Первую популярность они получили на рубеже XIX и XX веков среди путешественников — мини-бутылки брали сначала в поездки по железной дороге, а потом в полёты.
Впрочем, даже если дом Moët & Chandon и не первым придумал мини-формат, то точно сделал его популярным. В 1930-х годах игристое в мелкой таре этой марки стало хитом в парижских кафе. Пить игристое из маленькой бутылки — значило подчёркивать собственную экстравагантность и независимость. В ходу это игристое было и позже. Меломанам и киноманам было приятно пить вино, о котором пел Фредди Меркьюри: She keeps a Moët et Chandon in her pretty cabinet, — и которое было на столе Джулии Робертс на церемонии вручения премии «Золотой глобус».
В 1985 году газета The New York Times писала, что маленькие бутылки подходят парам, в которых один человек не хочет пить, а второй — напиваться. Их же удобно брать, когда хочется попробовать несколько вин, но нет желания переплачивать или отправлять открытое вино на хранение, во время которого оно становится хуже. Таким образом, покупка вина в маленьких бутылках быстрее развивает вкусовой опыт.
Однако настоящий пик популярности вино в мини-таре получило в середине 2000-х. Режиссёр и винодел Фрэнсис Форд Коппола выпустил в банке игристое Sofia Blanc de Blancs. Он назвал его в честь своей дочери Софии, которая в 2003 году получила премию «Оскар» за фильм «Трудности перевода». Этот маркетинговый ход повлиял на популярность вина. Выбранная Копполой упаковка привлекала удобством: банки продавались в комплекте с небольшой розовой соломинкой, легко помещались в дамской сумочке и быстро охлаждались. Люди заметили, что их удобно брать на пляж и пикник. Но и в целом в мире был заметен тренд на небольшое и компактное: на дорогах всё чаще встречались малолитражные машины MINI Cooper, а девушки покупали маленьких собак — например, чихуахуа, как у героини фильма «Блондинка в законе» 2001 года. Позже игристое в маленькой банке рекламировала в откровенном образе Пэрис Хилтон.
На спрос на небольшие форматы заметно повлияла британская культура on-the-go, рассказывает директор по развитию винного направления и испытательного лабораторного центра винного города «Белый мыс» Алексей Соловьёв. On-the-go — это часть потребителей, которым важны порционность и удобство. По дороге домой — например, в пригородных поездах — они выбирают половинку или мини-формат, чтобы контролировать объём и не открывать стандартную бутылку.
В России такой сценарий пока не стал массовым, говорит Соловьёв. Дорожное потребление у большинства россиян чаще ассоциируется не с вином, а с небольшими форматами крепкого алкоголя. Например, водки. Поэтому драйвером для вина в мини-бутылках в России, скорее, будут не поездки, а HoReCa — гостиницы, авиасегмент, дегустационные сеты и форматы «попробовать без риска».
Десакрализация игристого
Большинство малой тары на винных полках составляют банки, а в них почти всегда разливают игристое, отмечает вице-президент российской ассоциации экспертов рынка ритейла Александр Ставцев. Однако он отмечает, что в последнее время некоторые винодельни стали разливать в маленькие стеклянные бутылки и тихие вина.
«Вино в маленькой бутылке — напиток одного вечера, — отмечает Ставцев. — И рост популярности такого объёма показывает, как меняется потребление. В России растёт число людей, которые живут одни. И они скорее купят вино в мини-таре, чем в крупной. Кроме того, происходит некая десакрализация игристого — из напитка праздника оно превращается в напиток «для любого дня». Теперь его пьют на природе и пикниках, причём не всегда переливая в бокал, как было принято раньше. А маленькая тара отлично вписывается в такое потребление».
Большая и маленькая: разница во вкусе
В 1983 году владелец известной нью-йоркской винотеки Джим Гальтьери провёл эксперимент. Он принёс на дегустацию Бордо урожая 1976 года. Вино было разлито в четыре бутылки разного объёма: 0,375, 0,75, 1,5 и 3 литра. Напиток был одинаковым — из одного сорта ягод, с одного виноградника, одного года урожая. При этом вино в самой маленькой и самой большой бутылках сильно отличалось. В полубутылке оно заметно постарело: его цвет стал темнее, на дно выпал осадок, вкус стал очень терпким. А вот вино в трёхлитровой бутылке не потеряло цвета. Оно отличалось приятным терпким послевкусием, характерным для многих молодых вин Бордо.
«Да, один и тот же напиток в разных объёмах может развиваться по-разному, — рассказывает Алексей Соловьёв. — Ключевой фактор — соотношение кислорода (в пространстве под пробкой) к объёму вина: в крупных форматах оно ниже, поэтому созревание обычно идёт медленнее и стабильнее, а профиль дольше сохраняет свежесть и целостность. В полубутылках, напротив, эволюция нередко происходит быстрее, и это важно учитывать при выборе. Сложные вина чаще разливают в магнумы и крупные форматы. А бутылки 0,375 — скорее история про раннее потребление вина и их порционную подачу».
Автор: Алексей Синяков