Последние дни Лондона
В британских пабах перебои с пивом. Не с перепою, хотя поводов для него предостаточно.
Похороните в мечтах Лондон Агафьи Кристи и Конана — не варвара — Дойла. Сдуйте, как пену с пива, все, что вы читали и видели об Англии.
Туманный Альбион с мерзопакостной погодой — это Питер, в Лондоне это больше не водится. Шотландия туманится, да и только. Никаких кэбов, котелков с цилиндрами и тросточек. Вымерло и похоронено в музеях.
Лондон, который вы знаете, точнее думаете, что знаете, — это миф.
Реальность суровей.
Реальность, искореженная Брекзитом и ковидом, изменила облик города.
Лондон, в который я погрузился в начале 1990-х, сейчас напоминает «конец прекрасной эпохи».
Закрытые заведения, запыленные витрины, объявления о поиске персонала и жизнь, изменившая ритм на темп ерофеевского «Москва—Петушки» — поезда, где все «медленно и неправильно».
Я не тоскую, не оплакиваю, просто наблюдаю, понимая, что нет времени на эмоции. Нужно выживать. Выживать в этом городе и выживать миф о нем из себя.
А иначе легко сойти с дистанции…
В Лондоне «завелись» англичане.
Их не прибавилось, но их стало виднее. Их чопорность неспешно ходит по улицам, некогда спешащего мегаполиса, и чинно отвечает вам по телефону:
«Свободный слот через неделю. Зайду, посмотрю и недели через две приду устранить проблему».
Это пример типичного разговора с электриком.
Ему влом работать, но он уверен в себе, так как сегодня он нарасхват. Местные «таджики» — выходцы из Славяндии — разбежались кто-куды, «понаоставались» свои.
Кадровый голод тут уже не интервальный, а затяжной.
Персонала катастрофически не хватает. Зато местным — раздолье. Но скон в том, что англичане работать не любят, не привыкли, не приучены.
Они генетически предрасположены выписывать инвойсы и контролировать консультирование. Не самим что-то исполнять-выполнять (сама мысль оскорбительна), а руководить и стричь купоны.
Колониальные замашки живы по сей день.
Конечно, мигранты никуда не делись, но большинство из них — те, кто приехал жить на пособие. Они не хотят работать или не имеют должной квалификации.
Бывают, однако, и исключения: возвращался недавно домой на самолете, полном таджиков, которых наняла английская ферма для сбора спаржи и клубники.
Поинтересовался у них паролями и явками, но, говорят, свободных мест больше нет, так что не пишите мне в личку запросы на трудоустройство. Самолет улетел, клубника собрана.
Англичане любят себя и несут как королевскую регалию. Британская корона одна на всех и каждый «брит» чувствует себя коронованной особой.
В чем это выражается?
В почасовой оплате обслуживающего персонала, перенявшего эту моду у здешних адвокатов. Стоимость одного такого полурабочего часа выросла за последние дни на 8%, и это не предел. Они понимают, что замены им нет, и пользуются этим всласть.
Поэтому если, не дай бог, у вас завихрения в интернете и полетела система букинга в ресторане, то приготовьтесь жить с этим неделю, а то и две.
150 фунтиков в час за первую консультацию (за то, что он просто приедет и посмотрит, что там у вас «болит»). Затем 125 фунтиков за час работы и от 75–90 за каждый последующий час, если затык серьезный. Боже, храни королеву и мою нервную систему!
То, что раньше можно было решить за час, сегодня требует неделю. И упаси вас бог и бес быть невежливым или вспылить — работник просто уйдет или не придет. Никогда. Да еще жалобу накатает и выдоит с вас штраф и компенсацию. За плохое поведение.
Мы в нашей ресторанной сети подсуетились. Точнее, мы так думали. Сформировали заявки, чтобы нанять персонал из других стран. Некоторые из них не рассмотрены до сих пор.
Дело не в бюрократии, а в пресловутом кадровом голоде: в здешнем министерстве тоже нехватка кадров, и люди, рассматривающие подобные обращения, просто не успевают справляться с их валом.
Аналогичное творится и в налоговом ведомстве, которое не успевает наказывать предпринимателей, злоупотребивших государственными выплатами и компенсациями за простой. Дел много, людей мало.
Войсы (голоса) рестораторов (говорю от имени своего цеха) и инвойсы английского персонала. Им не сойтись, не понять друг друга. Контролировать и не пачкать ручки — это хорошо, но кто-то и работать должОн.
Поэтому — за работу, товарищи, заработать, товарищи! А там, глядишь, и электрик к нам подъедет. На кэбе и «как денди лондонский одет».