Художница Анастасия Маслакова: «Благодаря PsyArt фестивалю я раскрыла свою внутреннюю глубину»
Одним из знаковых событий этого года для Екатеринбурга и всей России стал грандиозный PsyArt фестиваль, объединяющий психологию и искусство, - «Смотреть и видеть». Главной площадкой проекта стал «Синара Центр». Мы поговорили с автором картин для фестиваля - художницей Анастасией Маслаковой (в инстаграме @maslakova.art).
Анастасия, расскажите, как появился этот проект?
Фестиваль родился благодаря инициативе психолога Анны Панюта, которая долгое время работает по системе архетипов со своими клиентами. Она предложила мне создать коллекцию образов, которые дают возможность человеку увидеть собственную многогранность. В их основе - 12 архетипов, и мы погружаем зрителя в их смысловой и визуальный контекст. Тем самым мы соединяем психологию и искусство и проводим людей через перформативные практики, которые помогают отправиться в путешествие по собственной личности.
Я несколько лет занималась психологией, поэтому идея мне сразу откликнулась. Понятие «архетипы» ввел сам Юнг, а позже американский писатель Кэрол Пирсон разработала теорию 12 архетипов с прикладным уклоном. Мне было очень интересно это направление, поэтому на предложение Анны Панюты я сразу ответила «Да!».
Знаю, что к этом масштабному событию Вы готовились около года. Расскажите, как все проходило?
Да, действительно, подготовка к этому проекту заняла у меня около 12 месяцев, потому что требовалось написать целых 36 картин. Но идея фестиваля меня на столько вдохновила, что работа проходила очень легко, и мне удалось создать полотна даже быстрее, чем я думала. Для меня это было некое перерождение и знакомство с самой собой. Каждую картину я проживала в реальности, каждый архетип проявлялся своевременно и рождал в моей жизни интересные события. Мне было важно показать эту творческую часть меня, какая я разнохарактерная, и соприкоснуться со своими непохожими друг на друга проявлениями.
Что Вам дал этот проект?
Благодаря нему я еще больше раскрыла свою внутреннюю глубину. Какие-то образы мне были близки и вышли очень легко. Другие создавались с большим сопротивлением, мне потребовалось время, чтобы проникнуть в их суть, характер. Но за счет этого я смогла раскрыть свои грани, о которых раньше не знала.
Больше всего меня привлек образ правителя. Это один из архетипов в системе Кэрол Пирсен. Мне его как раз не хватало на тот момент. Для меня он символизирует точное соединение с собой, понимание всех своих внутренних, эмоциональных, чувственных процессов. И самое главное - умение управлять с собой, регулировать свои настроения и строить за счет этого свою реальность, создавая и наслаждаясь миром.
Также меня пленил образ шута, который умеет играть в любую игру в этом мире. На его шапке мы видим колокольчики, и это как возможность создавать разные проходы и коридоры в этой жизни. Способность быть разным, переключая свои роли, не зацикливаясь. Быть гибким и пластичным!
А каким было открытие фестиваля?
Грандиозным! Спасибо большое продюсеру фестиваля, которая взяла на себя всю организацию мероприятия, - Анне Лагуновой. Главной частью открытия стал вернисаж, также мы подготовили для гостей иммерсивный спектакль, чтобы погрузить их через искусство в их внутренний мир. И, конечно, было много угощений и подарков. На открытии удалось собрать представителей власти, элиту Екатеринбурга, а также коллекционеров и ценителей прекрасного.
Также мне приятно, что проект получил большую поддержку в средствах массовой информации, например, про мероприятие писали Village, Коммерсант и другие известные издания.
Многие картины были выкуплены уже до открытия выставки, у других нашлись новые владельцы во время проведения фестиваля. Я получила очень много положительных отзывов на свои работы и предложений о дальнейшем сотрудничестве.
Какие события прошли в рамках фестиваля?
Фестиваль проходил на протяжении месяца. Помимо картин, были также представлено 24 скульптуры. Их создавала мой потрясающий педагог из Архитектурной Академии - София Владимировна Прохоренко. В итоге мы показали архетипы через разные материалы, что дало нам возможность погрузить зрителя еще глубже в эту тему и прочувствовать ее.
Также во время фестиваля Анна Панюта провела психологический мастер-класс «Дуальность: тени и сильные стороны архетипов» и тренинг «Искусство видеть себя». А еще под ее авторством прошел иммерсивный спектакль - экскурсия, где она провела зрителей по всем архетипам и дала возможность погрузиться в каждый образ через картины и скульптуры, отразив в себе новые качества и раскрыв в себе новые потенциалы.
Помимо этого, было организовано несколько творческих встреч со мной, где я общалась с коллекционерами и поклонниками своих работ. А еще был открыт лекторий о монетизации творчества.
Но и это еще не все. В рамках фестиваля прошли образовательные события, среди которых творческие мастер-классы и встречи с художниками и ежедневные иммерсивные экскурсии. Была создана творческая лаборатория студентами Архитектурной Академии, которые создавали свою коллекцию архетипических картин.
Также прошел круглый стол совместно с бизнес-сообществом «Opora woman» на тему: «Креативная индустрия как драйвер развития региона». Там выступили представители власти, бизнеса и сферы образования. Участники мероприятия пришли к выводу, что нужно поддерживать связь между психологическим состоянием личности, творческими ее проявлениями и экономическими возможностями, именно это основа для благоприятного и планомерного развития общественных систем, которые при всем своем новаторстве сохраняют основополагающие жизненные ценности. Именно создание такой связи является миссией фестиваля «Смотреть и Видеть».
Кроме того, во время фестиваля были открыты лектории для начинающих художников с целью просветительской деятельности в развитии творцов. И жемчужиной нашего проекта был премьерный показ спектакля «Лилит» танцевального проекта «Солянка», ставший лауреатом Национальной Театральной Премии «Золотая Маска» в 2020 году.
Как Вам кажется, в чем главная ценность этого фестиваля?
Говоря о глобальных смыслах, фестиваль «Смотреть и Видеть» несет социальную значимость для Екатеринбурга и является показателем того, как во время ограничений реализуются проекты из области креативной индустрии. Экономика знаний, творчества и идей сегодня надежно выделилась в отдельное направление рынка, а 2021 год на международном уровне официально объявлен «Годом креативной индустрии».
В целом, я люблю крупные проекты, ценю масштаб, глубокую мысль и содержание.
Мне нравится открывать что-то новое через свои картины у моих зрителей. Я получаю большое удовлетворение, когда понимаю, что своими полотнами могу вдохновить, дать почву для размышлений или возможность познакомиться с собой еще ближе. Кроме того, моя миссия еще научить рисовать других, чтобы они тоже могли стать творцами. За 8 лет я обучила порядка 1000 человек и поняла, какие техники хорошо помогают людям научится выражать себя на холсте.