Для чего бизнесу необходим консалтинг
Предприниматель должен развиваться. Не только сотрудники, но и владельцы, топ-менеджеры должны постоянно совершенствоваться. Три универсальных момента: развитие, окружение, диалог с властью
Я - Любовь Орлова, предприниматель. Всегда говорю об этом в первую очередь. Еще я сертифицированный коуч, но в настоящий момент не уделяю много времени этой деятельности.
- В какой сфере вы предпринимаете, чем занимаетесь?
- Моя сфера - консалтинг в области lT и промышленности. То есть, это крупные IT и промышленные проекты. Мы им помогаем «упаковывать» проекты, привлекать инвестиции, консультируем по мерам господдержки, помогаем выйти на рынки Китая и Европы. Мы масштабируем, развиваем уже работающие проекты.
- Как называется ваша компания? Как давно вы работаете?
- Компания называется «Агентство поддержки инициатив». Я работаю в этой сфере уже около семи лет, а в IT - более десяти. То есть, начиналось все именно с lT, а перетекло еще и в дополнительную сферу - промышленность.
В свое время, я возглавляла общественную организацию «Ассоциация свободного программного обеспечения». Моя деятельность всегда находилась на стыке «бизнеса» и «государства». От имени ассоциации, например, я взаимодействовала с Министерством связи, проводила заседания рабочих групп в Госдуме. То есть я знаю, как всë устроено и в бизнесе и в органах госвласти, поэтому есть понимание, как взаимодействовать.
- Расскажите, как взаимодействовать с властью? В чем основной запрос у тех, кого вы консультируете?
- Запросы бывают разные. Крупным компаниям не нужны льготы, им нужно выстроить долгосрочный адекватный диалог, входить в разные сообщества, быть «на виду». Для этого есть такие инструменты, как участие в рабочих группах, членство в комитетах Госдумы по экономике, участие в подготовке законопроектов.
Среднему и малому бизнесу, наоборот, интересны различные субсидии, льготы, гранты, то есть им нужна поддержка финансовая. Если даже не сами деньги, то налоговые льготы или послабления, привлечение резидентов, если говорить про Технопарки и индустриальные парки.
- Скажите, какие изменения в сфере консалтинга произошли за последние лет пять? Владельцы бизнеса стали четче понимать «что им нужно»? Какого именно рода консалтинг они хотят получать?
- Многие компании по-прежнему не понимают, «что им нужно, и как это делать». И часто ошибаются.
Например, руководители одной крупной и успешной нефтяной компаниии, с которой мы работаем уже несколько лет, по кейсу индустриального парка не знали, что им делать, как быть, куда двигаться, когда появилась возможность стать индустриальным парком. Потому что до этого момента они занимались нефтью и больше ничем.
Важно делать правильные шаги, не совершая ошибок. Тут как раз и нужны консультанты, чтобы выстроить стратегию, пойти грамотным путем, не потратить много денег впустую.
Что касается сферы IT, здесь немного другое развитие. Они сейчас хорошо растут в софте. Россия очень сильна по софту. Западные компании перекупают наших специалистов. А вот что касается аппаратной части, то есть «железа», тут развитие пока очень слабое. Сейчас нет ни одного устройства, произведенного в России, которое ценилось бы в мире. Хотя меры поддержки по линии того же Минпромторга сейчас значительные. Средства выделяются и на IT и на радиоэлектронику, а проектов нет.
- Как вы думаете, почему?
- Чтобы видеть развитие сейчас, нужно было вкладывать лет 10 назад. Чтобы разработать процессор или какое-то устройство, нужно было начинать это делать 10-15 лет назад и продолжать работать все эти годы. Сейчас все это уже делают, но пока мы не можем догнать лидеров, скажем так. На мой взгляд, тут здорово было бы объединиться с коллегами из других стран, делится технологиями. В этом нет ничего плохого. Более того, я знаю ряд компаний, которые взаимодействую с китайцами и уже над чем-то работают И, в связи с этим, есть надежда в ближайшие несколько лет получить какие-то успешные продукты и у нас в стране.
- Вам нравиться ваша работа? В чем ее прелесть?
- Да, очень нравится. Важно сказать, что я никогда не привязывалась к какой-то конкретной сфере. Мне не важно было, чем заниматься, я вообще много чем занималась. Самая важная, «зажигающая» часть в моей работе - это коммуникация. Я такой экстраверт открытый, вдохновляюсь людьми. Для меня это очень важно. Всегда смотрю на человека и думаю, «чем я могу ему быть полезна», «чем могу помочь». И мне в общем-то не важно было, что именно продавать: IT, железо, софт, оборудование, я всегда это делаю «через коммуникации». Так что да, мне нравится работа, где есть коммуникации.
- В чем преимущества работы в консалтинге, кроме общения с людьми?
- Меня зажигает возможность сделать что-то новое, прорывное, чего до сих пор еще не сделали. Это такой рост, масштаб. Я не просто так постоянно говорю про «масштаб», мне, действительно, очень нравиться масштабировать какие-то хорошие, интересные практики, что-то новое.
Например, мы с Татарстаном давно работаем, там потрясающие проекты! Они масштабные, крутые, некоторые уже «выстрелили», есть результаты. А мне нравится работать «на результат», не просто «идти в потоке», но видеть цель, стремиться к ней, достичь и превзойти её.
- А что вы считаете своим несомненным успехом этих семи лет? Может, какой-то интересный проект?
- Это сотрудничество с республикой Татарстан, где мы реализовали несколько индустриальных проектов. Один из них - парк для нефтехимической отрасли. Казалось бы, непрофильная история. Но мы им помогли создать индустриальный парк в Татарстане, привлечь средства под этот парк. На мой взгляд, это очень успешный проект. Для меня лично - это успех. Начать работать с регионом и выстроить с ними отношения - это для меня показательный результат.
- Давайте о вас поговорим немного. Кто вы по образованию? Чем, кроме бизнеса, занимаетесь?
- У меня три образования. Первое – базовое: финансы и кредит, сразу после школы пошла его получать, как говорится, постоветские отголоски. Второе образование - театральное. Да, я всегда хотела стать актрисой, такая «мечта детства» была. Отучилась в театральной школе, поиграла в кино, даже в сериалах снималась.
- В каких?
- Это наши российские сериалы: «Час Волкова», «Универ», снималась у Звягинцева в маленьком эпизоде в «Елене».
- О, как здорово. Слушайте, не зря вас назвали Любовь Орлова, это, наверное, чтобы вы стали актрисой?
- Да, наверное (смеётся). Меня этот процесс очень «зажигает», но очень много времени приходится тратить на кастинги. И чтобы начать зарабатывать в этой деятельности, нужно очень долго ждать. А я - человек результата, мне нравиться динамика. Поэтому оставила это дело и вернулась в бизнес. Просто поняла, что в творчество я не могу уйти на все 100%, нужна бизнес-поддержка. И просто интегрировала творчество в свою жизнь: бизнес и деньги – отдельно, творчество – отдельно. И оно красной нитью проходит сквозь мою жизнь.
Моё третье образование - это коучинг. Я сертифицированный коуч. Мне это было необходимо для общения с людьми, заказчиками, для выстраивания коммуникаций с ними. Также как и театральное образование, в первую очередь, это навык именно ораторского искусства. Например, нет страха выступления перед публикой. Сейчас меня, как эксперта, часто приглашают на телевидение, рассказать про бизнес, и я иду и легко выступаю. У меня нет проблем «говорить на камеру», все проходит очень гармонично, и я получаю от этого удовольствие. Так что все три образования мне пригодились.
- Коучинг – это модная сейчас тема. А почему, как вам кажется, есть запрос на коучинг?
- В чем отличие коуча от психолога? Психолог работает с травмами, с прошлым, с детством. Коуч работает с настоящим и с будущим. Психолог имеет право и может дать совет, сказать, что делать: «Тебе нужно проработать вот это или вот то». Коуч как раз не имеет права давать советы. Он ведет клиента, разговаривает с ним, а тот сам отвечает на вопросы и решает, какие шаги предпринять. Коучинг расширяет горизонты, он хорош для предпринимателей, для мотивации. С коучем хорошо ставить цели и на перспективу и на неделю. Модное сейчас слово «трекинг» означает «идти к цели вместе с коучем».
- Поговорим про хобби?
- Есть у меня одно хобби. Как я уже говорила, если я что-то начинаю, то всегда дохожу до максималки.
В 2015 году я пошла на мастер-классы по рисованию, хотя до этого в жизни не рисовала. Пошла к профессиональному учителю. В итоге, рисовала, рисовала, рисовала. И одну из картин даже повезла на биеннале в Венецию в 2019 году.
Я и сейчас пишу картины, дарю друзьям. Та картина, которая была в Венеции, может быть, когда-то будет цениться. Но нет цели «продавать» свои работы. Рисую для удовольствия, рисование хорошо разгружает психику.
Еще мои хобби связаны с телом. Я считаю, что предпринимателям обязательно нужно работать с телом. Это спорт, йога, чтобы «физика» подключалась. За день много всего накапливается, стрессы накапливаются в теле. Обязательно важна и должна быть физическая нагрузка. Мне очень нравятся спорт и танцы.
- Кстати, когда вы говорите о себе, вы говорите – я «предприниматель» или «предпринимательница»? Есть гендерные различия в сфере бизнеса?
- Хороший вопрос, актуальный. Я говорю, что я - «предприниматель», я не вкладываю сюда смысл, что «женщиной быть хуже, чем мужчиной». Но, я считаю, что бизнес женщина должна вести по-женски. Да, есть бизнес по-мужски, и есть бизнес по-женски.
- Что это значит?
- Я пробовала вести бизнес по-мужски, это целая история. Если в двух словах: ты просто с мужчинами наравне, без скидок, без полутонов. Достигаешь многого, но выгораешь очень быстро. Женщина принципиально устроена по-другому. Она более эмоциональна, ей важно творчество в жизни, именно оно ее и развивает. Мужчина же линейный, стратегический. Бизнес по-женски не означает «сидеть в практиках и медитировать, чтобы деньги валились с неба». Но женщина должна быть мягкой, расслабленной, и у нее должно быть в жизни место для чего-то кроме бизнеса.
Мужчины на переговорах собранные, серьезные, а ты расслабленная, улыбаешься, но ты умная, ты говоришь. Состояние должно быть «женщины», но в то же время, ты может быть умнее всех сидящих за столом переговоров мужчин. Я считаю, что все должно оставаться в таком ключе, и вопрос вовсе не в том «женщина выше или ниже по положению». В бизнесе все равны! Важен только вопрос состояния, в котором ты пребываешь.
Более того, я - мать двоих детей и мне важно, в каком эмоциональном состоянии я прихожу домой! Когда ты в бизнесе «бесконечный достигатор», то сложно, вернувшись домой, быть нормальной мамой.
- Расскажите про семью, как вы «переключаетесь»? Есть способ?
- У меня две чудесные девочки - 5 и 11 лет. Я их одна воспитываю и этого не боюсь, в этом нет ничего «такого», хотя существует множество стереотипов. «Переключаться» с работы на дом я научилась. Это результат работы над собой. В этом вопросе как раз помогают творчество и спорт. Почему я говорю про спорт? Через спорт мы сбрасываем все накопившиеся негативные эмоции. 30 минут пробежки и весь негатив остаётся в прошлом. Это необходимо, чтобы не выливать на близких все, что не высказали на работе. Близкие здесь ни причем. Важно работать над собой.
- Женщинам сложнее, чем мужчинам? Мужчины так не работают над собой?
- Конечно, у мужчин немного все по-другому. И важно, когда мужчина приходит домой, чтобы женщина его не «пилила». Ему нужен свой уголок и немного спокойствия, нужно помолчать немного. Мужчине нужно замедлиться, важно, чтобы близкие его не тиранили.
- Вопрос о Клубе лидеров. Вы, очевидно, человек, у которого жизнь насыщена общением. Что дает вам Клуб?
- Я была у самых истоков создания клуба, с 2012-го года. Мне было тогда очень интересно: предприниматели, успешные, интересно с ними общаться. Я набиралась опыта. Потом я выпала из клуба, занималась своими проектами, а год назад вернулась обратно. За это время Клуб обновился, зажил интересной жизнью. Для меня это было интересным опытом - сравнить себя сегодняшнюю с той, какой я была на заре создания Клуба: как я теперь взаимодействую с предпринимателями, как я себя воспринимаю среди них, чем я могу быть им полезна. Оказалось, теперь и ко мне могут обращаться за помощью. Конечно же, и я по-прежнему могу спрашивать и просить совета. Для меня это, прежде всего, не потребительский интерес, а общение. Мы собираемся, играем в «Мафию» (я за это в Клубе как раз отвечаю), чем-то делимся, какими-то даже личными историями, поддерживаем друг друга. Сила общения, как локомотив жизни. На мой взгляд, именно окружение «делает» и меняет человека. Это и про деньги, это про жизненные ценности. В Клубе лидеров люди все эмоционально зрелые, состоявшиеся, с ними есть о чем поговорить и хорошо провести время.
- Всех прошу сделать небольшой прогноз. Как развивается сфера, в которой вы работаете? Что ожидает ее в ближайшие пять лет?
- Я очень люблю нашу страну. Я не просто так, не голословно говорю. У нас очень талантливые люди. Я взаимодействую с Азией, по большей части. И я скажу, что с ними очень непросто общаться в плане бизнеса. Ты можешь год общаться, и только потом выстреливает проект. У нас люди очень быстрые, динамичные. Мы в этом плане, по динамике, очень похожи на американцев. Мы можем 24/7 работать. Европейцы вообще после 4-х часов дня не работают. Именно динамика, общение и открытость наших людей, могут, на мой взгляд, что-то изменить в нашей стране к лучшему. Я считаю, что в производстве именно кадры решают все. Если активные люди, которых сейчас очень много, будут заниматься бизнесом – все получится! Такие люди сейчас приходят и в руководство регионов, им по 30-40 лет. Так что, с такими людьми, у нашей страны есть все шансы измениться в лучшую сторону.
Я верю в электромобили, в развитие сельского хозяйства. Верю в то, что это все может и будет работать. На мой взгляд, нужно обязательно брать опыт иностранных коллег, не нужно этого бояться. Сила объединения всегда дает развитие!
- Тяжело быть предпринимателем в России, как вам кажется?
- Нет, не тяжело. Тем более в России. Я считаю, что у нас налоговая система, по сравнению с той же Европой, намного лучше. Но, здесь важно понимать правила игры, выстроить диалог с властью, важна стратегия. Многие предпринимают тактические шаги, а очень важна стратегия.
- В финале спрошу, есть ли какой-то совет, который вы, как консультант, чаще всего даете заказчикам? Какой совет можно считать универсальным для разных компаний?
- Совет такой: обучение и развитие!
Как бы это ни звучало, но мозг – это же мышца, её нужно постоянно прокачивать. И предприниматель должен следить за тем, что происходит на рынках. Не только сотрудники, но и владельцы, топ-менеджеры должны постоянно развиваться. Однозначно, надо формировать свое окружение. У людей в окружении должны быть общие «ценности». Не деньги важны, а именно «ценности» и смыслы. Когда это в порядке, по финансам тоже все в порядке, как правило.
Для развития бизнеса важно окружение и, если мы про Россию говорим, то я считаю, важно научиться выстраивать конструктивный диалог с властью.
Три универсальных момента: развитие, окружение, диалог с властью. И всё будет!
Интервью подготовила Мария Маханова