Сергей Вурдов: Фермерство – это высокотехнологичный бизнес.
Как экономисту стать фермером, завоевать рынок эко-продуктов и внедрить цифровизацию всех процессов.
Меня зовут Сергей Вурдов. Я окончил экономический факультет МГУ и изначально хотел связать свою деятельность с банковским или инвестиционным бизнесом - работал в крупных банках, в инвестиционных компаниях. Так было до кризиса 2008 года. Но после кризиса я поставил перед собой задачу заниматься каким-то, что называется, «реальным делом».
С партнёрами из известного банка стали заниматься большим проектом, связанным с переработкой мусора. Мы попытались изменить систему сбора, переработки и утилизации мусора в нашей стране. Но у нас, к сожалению, не получилось, потому что, на тот момент, были очень серьезные противники мусорной реформы. После безумного количества вкачанных денег со стороны моих старших партнеров было принято решение проект приостановить. Но сейчас появились люди, которые занимается похожими проектами, по сути, на той базе, которую мы когда-то создали.
- Какой бизнес у вас сейчас? Чем вы занимаетесь? Как называется ваша компания?
- Сейчас у меня сельскохозяйственный бизнес. Выращивание фермерской индейки и курицы. Компания называется «Тверское натуральное». Вы видите, какой крен произошёл – с банковского бизнеса в сельскохозяйственный. Я и не думал, что этим буду заниматься.
- Как давно существует компания?
- Компания существует с 2011 года. Но реальная деятельность идет с 2017 года.
- Расскажите, как человек с экономическим образованием, с красным дипломом МГУ, пришел к сельскохозяйственному бизнесу?
- После того, как не получилось с мусором, мы с партнерами долго думали, что же в нашей стране может реально привлечь инвесторов? И поняли, что на Западе большими темпами растут рынки, связанные с сельским хозяйством, потому что люди ели, едят и будут есть всегда. Но мы тогда, если честно, совершенно не учли специфику нашего рынка. И, вложившись в этот проект, довольно поздно поняли, что совершили гигантскую ошибку: наш рынок максимально ориентирован на получение прибыли любыми способами. А это значит, что качественные продукты на нашем рынке на тот момент были не нужны. И поэтому все наши финансовые модели после того, как процесс был запущен, развалились.
- Как это не нужен? Почему? Откуда такие выводы?
- Когда у вас есть три производителя курицы, и все они одновременно пытаются попасть на полку супермаркета, то единственный способ туда попасть - это предложить наименьшую цену. Как можно уменьшить цену? Только за счет каких-то нововведений, какого-то химического процесса, который позволит снизить себестоимость. Это может быть накачивание продукции водой, использование гормонов роста или антибиотиков. Это привело к осознанию, что рынка натуральных продуктов в России нет. И наша продукция высокого качества просто никому не нужна, потому что все смотрят только на цену.
Мы поняли, что все равно нам надо двигаться в своем направлении: нужно производить товар, который будут знать, как самый качественный, и мы, тем самым, потихоньку начнем завоевывать собственную нишу, доказывая, что наш продукт самый лучший. Несмотря на то, что наша продукция был дороже, чем все остальное, мы все равно нашли своего покупателя.
- Расскажите, как происходило погружение в этот бизнес, был ли релевантный чужой опыт, которым вы пользовались?
- Чужой опыт, теперь я знаю точно, не играет совершенно никакой роли, потому что существует очень много нюансов, которые надо «просто знать». На все грабли, которые были, мы наступили сами. Пришлось с самого начала вникать в каждый процесс, чтобы понять, на каком этапе могут быть потери. И знаете, потери могут быть везде: от перевозки птенца, неправильного корма или температуры, от плохого состояния вентиляции, воды или от того, что у работника на загородном участке есть животные, от которых он приносит заразу на своих ботинках в наши птичники.
И всё это знание приходит позже вместе с пониманием того, что совершенно простые правила, какие-то абсолютно логичные вещи, сотрудники, представьте, могут просто не делать. Поэтому нужны жесткие меры контроля. Именно личный контроль на всех этапах позволил сделать нормальную систему содержания, учета и переработки птицы.
Это самое главное отличие от западного мира: мы не можем никому делегировать полномочия. Ты должен заниматься всем сам. Понятно, когда процесс выстроен – все будет работать. Но на старте ты должен быть лично ответственным за каждый процесс.
Так что, если отвечать на вопрос «кто такие предприниматели в нашей стране», то я сказал бы, что это люди, которые должны сами пройти весь путь от идеи создания продукта до его продажи. И самостоятельно прочувствовать ошибки, понять тонкости, детали, процессы, и сделать так, чтобы не было проблем из-за «человеческого фактора».
- Сдерживание только контролем происходит?
- Только контролем и деньгами. Штрафами, отсутствием премии, только так. По-другому, это не работает. Наши люди ничего не боятся (смеётся).
- Вы в птице стали разбираться? Вы теперь специалист по птицам?
- О, да. В птице мы стали разбираться. Это очень даже приятно.
Мы даже приняли решение: чтобы такие же как мы, «ненормальные фермеры» (мы их так любя называем, это не те фермеры, которые выращивают по пять куриц, а те, кто по тысяче голов растит), имели возможность продавать свой товар в одном месте, мы с братом купили в центре города Кимры огромный исторический Гостиный двор и торговые ряды под фермерский рынок, куда будут приезжать проверенные фермеры и реализовывать только качественную продукцию под нашим контролем.
Наш контроль будет заключаться в цифровизации процессов содержания животных. Вот тогда можно будет говорить о том, что «все нормально», «точно качественная продукция». Потому что сейчас, когда вам приносят какие-то свидетельства, сертификаты и справки - это просто ни о чем, так как никто не может гарантировать, что фермер эту продукцию у кого-то сам не купил за две недели до забоя. А так, если вы через цифровизацию можете ситуацию контролировать: проследить, как животное выращивалось, как оно содержалось, тогда вы точно понимаете, что это продукт гарантировано высокого качества. Здесь происходит синергия современных технологий и обычных традиционных способов ведения хозяйства. Только через цифровизацию процессов мы сейчас можем добиться некой релевантности того продукта, который продаем.
- Расскажите про цифровизацию в вашей сфере. Что это значит?
- Процессы содержания полностью оцифрованы. Вы четко можете проследить процесс: когда птицу кормили, какие добавки в пищу добавлялись, когда опилки менялись, какая температура и влажность была.
- Курицу чипируют? Что происходит?
- Нет. Их не чипируют, но обязательно фиксируют, что с ними на протяжении жизни происходило: какими кормами, с какой периодичностью кормили, каждую неделю птиц взвешивают. Всех их взвесить невозможно, поэтому взвешивают выборочно 10-20 штук, чтобы фермер понимал, как они растут.
- А, ведут базу данных? И потом всё по этой базе данных можно отследить?
- Да, именно так. Это очень важно. Когда фермеры рассказывают, что курица или индейка гуляет по улице и пьет воду из лужи, это означает, что 100% они применяют антибиотики, чтобы сохранить птицу. Поэтому мы и говорим о том, что существуют определенные условия содержания, которые позволяют не использовать антибиотики или гормоны роста. Некий оазис для птиц.
- Что это такое «оазис» для курицы?
- Мы так и называем «оазис», дворец для куриц и индеек, потому что все условия там соблюдены правильно. Когда условия содержания правильные, птица не болеет. Важно, чтобы не было контакта с перелетными птицами, так как они приносят грипп и всю остальную заразу. Дикие птицы являются основным источником проблем. Если у вас старый птичник, который имеет старую систему вентиляции, то гарантировано у вас будут проблемы. Только новые птичники с новыми стандартами позволяют не контактировать птице с внешним миром.
- Что изменилось за 5-7 лет в вашем сегменте бизнеса? Расскажите о переменах.
- Мы видим явное смещение спроса покупателей в сторону натуральной продукции, так как все понимают, что человек на 50% состоит из того, что он ест. Это последние данные ВОЗ. Чем более правильно вы будете питаться, тем выше будет качество жизни в плане здоровья. Люди стали больше обращать внимания на то, что они едят. Это правильно. Если в 2017 году нам было очень сложно найти потребителя на нашу продукцию, то сейчас, я могу сказать, все в точности наоборот. Люди стоят в очередь, чтобы купить нашу продукцию, понимая, что она очень высокого качества.
Да, мы реализуем индейку, курицу дороже на 20-30%. Но лучше съесть чуть меньше, но гарантировано не отравиться и не лечиться от тех последствий, которые возможны в случае систематического приема некачественной пищи. Люди стали больше думать о своем здоровье. Это просто великолепно.
- Это про потребителей. А другие участники рынка? Производители?
- Большие производители, я думаю, тоже смотрят в эту сторону. Но у них риск ошибки содержания птицы настолько велик, что волей - не волей все равно приходиться добавлять в корм птице антибиотики, чтобы поголовье сохранить. Может они и хотят выращивать правильно, но позволить себе не могут.
- Кто такие «фермеры» сейчас?
- Сегодняшние фермеры имеют выручку 30 млн. рублей в год и выше. Потому что, если ниже, этим бизнесом заниматься невыгодно. Поэтому сараи, небольшие пристройки для Птицы уже ушли в прошлое. Это не тот вариант, который позволяет двигаться дальше.
- А как можно привлечь инвестиции в вашей сфере? Чем заинтересовать? И как вы думаете, эта ниша – фермерские продукты - все еще может вместить новых участников? Сельское хозяйство, фермерство, это перспективная сфера деятельности?
- Перспективная. Но должно учитываться два фактора. Во-первых, ты должен понимать, что этим нужно заниматься 5-7 лет до первого настоящего успеха. Потому что быстро тут не получится ничего. И во-вторых, тебе пять лет предстоит «кормить» этот бизнес. Если у тебя нет желания столько времени терять, нет свободной ликвидности, то ты не сможешь продержаться.
Есть различные варианты государственностей поддержки, но на них тоже прожить нельзя. Они являются хорошим источником помощи фермерам, но ты должен реально много работать, чтобы твои показатели позволили эту помощь получать.
- Что это за государственная помощь?
- Есть грантовая поддержка. Её дают на начальном этапе обычно. Мы такую в свое время не получали. Многие фермеры, которые сейчас начинают свой бизнес, в зависимости от региона могут рассчитывать на сумму от 3 до 5 млн рублей финансовой поддержки от государства. Также, у предприятий есть возможность субсидировать ставку в банках. Но только выручка должна быть соответствующей, потому что банк не будет заниматься фирмой, у которой 10 млн рублей выручка по году. Если люди готовы, то они могут нормальным бизнесом заниматься. Просто 5-7 лет предприниматель должен быть полностью погружен в этот процесс. «Быстрых денег» там нет. Но тот, кто более 10 лет занимается фермерством, это реально успешные предприниматели, которые поняли, чего хотят, нашли свою нишу и двигаются вперед.
- Вы так азартно рассказываете, заразительно. Вам нравиться эта сфера, дело, которым вы занимаетесь?
- Да, мне нравится, но она очень тяжелая. Никогда не думал, что буду заниматься фермерством. Но вот теперь с каждым годом становиться легче и легче, потому что степень переработки нашего продукта становится глубже. А там, где глубокая переработка, остается меньше рисков, потому что, когда ты занимаешь только «охлажденкой», это очень большие проблемы, так как в течение 8 дней после убоя ты должен продать свою продукцию. Ты начинаешь думать постоянно об этом, не спать. А когда ты перерабатываешь продукцию, у тебя есть возможность реализовать ее в течение месяца-двух. Это сразу меняет ситуацию, ты можешь планировать. Это очень важно.
В нашей стране предприниматели занимаются и производством и продажей. Вот этого быть не должно. «Продажную составляющую» бизнеса сегодня на себя могут взять существующие маркетплейсы. Когда мы пытались сами продавать, мы это делали неправильно, это не наша компетенция, мы не умеем этого делать. Когда «последнюю милю» мы доверили маркетплейсам,то выдохнули и поняли, что они это делают лучше нас в сто раз. Мы платим комиссию 20-30%. Но за эту комиссию они отрабатывают то, что мы не могли сделать годами. Сейчас очень удобный рынок, чтобы продавать качественную переработанную продукцию через маркетплейсы, и за этим - будущее.
- Сами не едите больше продукцию не фермерскую?
- Стараюсь этого не делать. Я, конечно, понимаю, что есть продукты, которые я все равно ем: в гостях, ресторанах. Понятно, что в ресторанах ты не можешь контролировать этот процесс. Но если у меня есть выбор, то, конечно, в магазине я птицу и мясо не беру. А покупаю через проверенные маркетплейсы, которые гарантируют, что качество продукции будет высокое. И даже не только в «высоком качестве» дело, у больших производителей качество тоже «высокое», мне важно, чтобы продукты были «натуральными».
- Как вы сами изменились за эти 10 лет с тех пор, как занялись такого рода бизнесом? Вы стали более пессимистичным или оптимистичным, более доверчивым или не доверчивым?
- Очень изменился и стал гораздо менее доверчивым. Стал больше думать о себе, поэтому стараюсь и здоровьем заниматься. Образ жизни какое-то время был просто ужасным: постоянно в дороге, в машине, спишь непонятно как. Это, конечно, надо менять. Сейчас закончу все дела, связанные с постановкой бизнеса, чтобы проработка достигла максимального уровня, и наконец смогу просто контролировать этот процесс, а не быть вовлеченным в него на все 100%.
- Можно будет ничего контролировать?
- Контроль будет осуществляться через цифровизацию процессов. Мы как раз сейчас внедряем цифровые технологии, которые мой брат придумал. Соответственно цифра будет показывать весь процесс, как я уже об этом рассказывал. Big data реально в сельском хозяйстве будет выручать. Так что да, после внедрения «цифры» будет возможность просто контролировать процесс, а не постоянно в нем участвовать.
- Начали работать с фермерами, жизнь людей посмотрели. Как выглядит Россия не из Москвы?
- Если потребители богатые, то фермеры живут хорошо. Если они ориентированы только на какие-то разовые продажи, конечно, там денег нет и тогда фермерам плохо. Поэтому сейчас задача фермера - выходить на маркетплейсы и торговлю вести с их помощью. Раньше не было такой возможности, а сейчас появилась.
Я думаю, что через 3-4 года формат и образ фермы в нашей стране очень сильно поменяется. Он будет такой же, как в Европе и в Австралии. Фермеры станут богатыми людьми. Это будут люди, которые контролируют процесс в цифровом формате. Они будут работать и гордится своей работой. Раньше я видел довольно-таки ужасные ситуации: люди были буквально в заложниках у рынкв сбыта. Сейчас все очень сильно меняется. И это радует.
- О себе расскажите. Что вы любите? Чем занимаетесь? Есть у вас еще какая-то жизнь кроме работы 24/7?
- Есть! Жизнь у меня есть. Я люблю играть в настольный теннис, шахматы, люблю горные лыжи.
Конечно, больше времени хотелось бы с детьми проводить. Один на первом курсе в медицинском учится, дочка - в школе. Мы очень мало времени проводим вместе, и меня это сильно угнетает. Хочется побольше быть с семьей. Ставлю перед собой такую задачу.
- Расскажите про клуб лидеров. Как вы оказались в этой организации? Что она вам дает, нужна ли?
- Клуб лидеров оказался очень полезным. Так получилось, что с президентом Клуба лидеров мы знакомы уже более 5 лет. Как только он стал президентом, мы с партнерами тут же присоединились к этому объединению, так как знали, что он реально круто развивает любой проект, за который берётся.
Нам не просто понравилось, мы - в восторге от Клуба лидеров!
Спикеры, которые приходят на встречи на площадку клуба, реально помогают привести мысли в голове в порядок. Это необходимо, чтобы двигаться дальше.
В разговорах с ними во время встреч проговаривается масса важных моментов, подтверждаются или развеиваются какие-то опасения. После таких встреч мы смелее смотрим в будущее, понимаем, что надо делать. В Клубе мы получаем фантастическую консультативную помощь, которую ты никогда в жизни нигде не получишь. Потому что в Клуб приходят люди известные, и в обычной жизни я с ними не встретился бы никогда. А тут ты имеешь возможность напрямую пообщаться, задать вопрос этим людям. Это самое главное. Именно в этом, мне кажется, главная задача Клуба. И я очень благодарен Клубу лидеров за то, что он дает такие возможности.
- А какой бы совет дали себе самому десятилетней, пятнадцатилетней давности?
- Дал бы себе совет такой: брать не одного партнера по бизнесу, а 4-5. И пусть это будут совсем разные люди! Для того, чтобы эта кооперация привела к серьезным результатам. Потому что, когда два человека встречаются, начинают работать, они никогда не могут договориться, рано или поздно начинается противостояние. Это не только наша русская тема. Психологи говорят, что на западном рынке то же самое. Совет мой был бы такой: если хочешь идти в бизнес с партнером, никогда не иди с одним. Для того, чтобы работа была эффективнее, нужно, чтобы партнеров было несколько. Разные мысли, разные позиции, разные мнения будут давать синергию, и не будет никакой конфронтации, будет гораздо эффективнее, чем решать «кто прав» между двумя людьми. Именно этим советом я бы себе 10-15 лет назад очень сильно помог.