Лучшее за неделю
Мария Платонова
31 января 2022 г., 12:00

Россия на карте современного искусства: 5 молодых и перспективных художников

Сегодня в российском искусстве не принято делить художников по принадлежности к определенному стилю или течению. Каждый творец вырабатывает свой уникальный почерк, и здесь не может быть установок и ограничений, а творческие концепции постоянно меняются. Рынок современного искусства в России достаточно фрагментированный: у нас нет коллекций, которые могли бы рассказать о том, как оно развивалось. Пока мы можем говорить о художниках, которые задают тренды и тенденции, в том числе международные.

Читать на сайте

Евгений Антуфьев

Этот молодой российский художник стал автором более 25 персональных выставок и был единственным представителем России на Европейской биеннале современного искусства Manifesta-11 в Цюрихе и Manifesta-12 в Палермо. Уже с первой выставки 2009 года «Объекты защиты» Антуфьев сформировал свой основной творческий метод: исследуя тему смерти и бессмертия, он экспериментирует с формой, используя в своих работах преимущественно органические материалы и обращаясь к шаманским практикам коренных народов родной Тувы. Для «Объектов защиты» художник использовал собранные им перья, травинки, птичьи лапки, а также собственные волосы и золотые зубы своей бабушки; уже здесь появляются странные кукольные образы с антропоморфными чертами. Вся выставка выглядит как таинственная шаманская пещера, одновременно загадочная и пугающая. 

Важная тема в творчестве Антуфьева – прошлое, возвращение к первоистокам. Он собирает кости и черепа животных, вываривает и высушивает их; выставляет фотографии тувинских охотников; в поисках нового материала много времени проводит в заброшенных домах. В работах художника также много отсылок к теме детства. В ответ на угрозы внешнего мира ребенок создает свою вселенную, где, чтобы не случилось ничего плохого, нельзя наступать на трещины, высовывать ноги из-под одеяла, закрывать дверь в ванну. Этой теме посвящена выставка «Мифы моего детства».

Сайт художника: https://artwingallery.com/

Алиса Йоффе

Художница из Ташкента, ученица Анатолия Осмоловского, участница ярмарок современного искусства. В 2015 году журнал Forbes назвал Алису одним из самых перспективных молодых художников России. Отличительная особенность ее работ – графический язык: использование черно-белых иероглифов, с помощью которых она рассказывает о политике, жизни, смерти, гендере. 

Йоффе сотрудничала с такими брендами, как Comme des Garçons, Maison Margiela, Virronen и Bonne Suits. Одна из ее коллабораций – совместный проект с  the.DOT.home. Алиса создала коллекцию живописных интерьерных тканей, которые будут продаваться на арт-рынке не как текстиль, а именно как художественные работы. В 2020 году художница разработала дизайн текстиля для отеля «Рихтер», который предоставлял часть комнат под резидентскую программу музыкантов, дизайнеров, художников. Она расписала потолок одного из помещений и создала фирменные халаты с изображениями животных. Еще она придумала дизайн для лимитированной коллекции тканей с двумя видами рисунков – «Облака» и «Глаза-губы». 

В 2019 году в Секретной комнате «Рихтера» на Пятницкой была открыта выставка Йоффе «Вольные цифровые копии избранных работ из коллекции Третьяковской галереи». Это цифровые копии произведений, по большей части древнерусского искусства, нарисованные указательным пальцем на экране смартфона во время прогулки по залам Третьяковки. 

Сайт художницы: http://alisayoffe.com/

Recycle Group

Это арт-группа, созданная в 2005 году художниками из Краснодара Андреем Блохиным и Георгием Кузнецовым. С 2008 года они становятся постоянными участниками международных художественных выставок. Их персональные выставки прошли на 56-й Венецианской биеннале, в Нью-Йорке, они лауреаты премии Кандинского 2010 года. 

Первая выставка художников называлась Recycle и стала размышлением о месте человека в постиндустриальном обществе. Для арт-объектов они использовали продукты, подвергающиеся вторичной переработке, темами работ были человек и природа. 

В 2017 году участники Recycle Group подготовили выставку Temple of life, где авторы размышляли о том, как миллениалы будут взаимодействовать с машинами в век масс-медиа и технологической революции. По мнению художников, искусственный интеллект начинает подчинять себе не только разум человека, но и его волю. 

В декабре 2021 года на Винзаводе открылась их выставка New Nature о границах реального и виртуального миров. Экспозиция рассказывает о формировании новой природы, свидетелями которой мы являемся. Наша цивилизация развивается под влиянием искусственного интеллекта, и для новой реальности не может не формироваться новая философия. В эти же дни в российский прокат вышел фильм «Матрица. Воскрешение», в котором Лана Вачовски продолжает убеждать нас в том, что наша жизнь – это симуляция, созданная машинами. Выставка продлится до 13 марта 2022 года. 

Сайт арт-группы: https://recycleartgroup.com/ 

Тима Радя

Родился в Екатеринбурге, изучал философию. С 2010 года работает в области стрит-арта на улицах Екатеринбурга, Алматы, Владивостока, Красноярска, Нью-Йорка, Берлина, Москвы, Санкт-Петербурга. Журнал Forbes внес Тиму в список «Самых перспективных молодых художников России». 

Своими проектами Радя откликается на острые общественные темы. Некоторые его работы созданы нелегально, например на крышах домов, поэтому вызывают большой резонанс. Одна из таких – «Я бы обнял тебя, но я просто текст». Его работы лаконичны, но в нескольких словах ему удается вместить множество смыслов. Идеи для работ рождаются у художника из фраз, вырванных из контекста, строк стихов, уличных надписей. Так, например, появилась работа «Чем больше света, тем меньше видно». Это обрывок фразы, сказанной его другом. 

В мире Радя стал известен благодаря проекту «Вечный огонь». Это серия портретов на стене заброшенного госпиталя в Екатеринбурге, который в годы войны принимал раненых. Еще один проект – «После войны». Художник повесил в центре Екатеринбурга два плаката, собранные из фотографий, снятых в военные годы. Смысл работы – напомнить о том, какое бессчетное количество людей, несмотря на победу, потеряла наша страна. И каждый из них, уходя, забрал с собой многих других людей, которых помнил только он. А нам остались лишь фотографии с чужими, неизвестными нам, лицами. 

Сайт художника: https://t-radya.com/

Ян Гинзбург

Московский художник-исследователь, работает с понятием памяти в современном искусстве. В фокусе его внимания часто оказывается история искусства или искусствоведческие теории. Зачем разбираться в прошлом? Без него невозможно понять настоящее. Многих интерес Гинзбурга к 1960–70-м отталкивает – сегодня нас окружает совершенно другой мир, не говоря уже о завтрашнем. Но на самом деле, обществу до сих пор не удалось избавиться от советской травмы. И все, что нам сегодня кажется большим будущим, это наше прошлое, только в более абсурдной форме, вот почему его нужно изучать. Гинзбург назвал свое направление в искусстве «re:кубизм» – доступное искусство для избранных. 

Гинзбург – псевдоним, который Ян взял, встретившись еще в советское время с жившим в нищете художником-нонконформистом Иосифом Гинзбургом. Впервые фигура Иосифа появилась на выставке «Механический жук», посвященной еще одному художнику-нонконформисту Илье Кабакову. Намек на Гинзбурга – его зеленый свитер, висящий в углу комнаты. Работая с наследием Гинзбурга, Ян создал радикальную и абсолютно абсурдную выставку СОВПИС. В 1974 году Иосиф Гинзбург разослал по адресам из справочника Союза советских писателей копии своего сборника афоризмов, а потом обзвонил всех адресатов и собрал их мнения: восторженные, едкие, издевательские, испуганные. На СОВПИСе афоризмы и записи Иосифа Гинзбурга были опубликованы впервые. 

О художнике: https://art.sredaobuchenia.ru/aboutyanginzburg

Источник фото на обложке: http://alisayoffe.com/works/canvas/2019 

Обсудить на сайте