Ресторанный фильм года
В политике, спорте и кино разбираются все и каждый. Да еще и разборки устраивают по этому поводу.
Пока одни делают ставки на номинантов Оскара, я хочу поведать о фильме, который главных кинопремий не удостоится, но для меня стал главным фильмом года.
Для меня как ресторатора и плоть от плоти хореканца (HoReCa). Итак, ищите и смотрите «Boiling Point» («Точка кипения») (2021).
А с какой стати?! Кто-то, понимаешь ли, что посоветовал, так что ж теперь бежать и время свое трать?! Согласен!
В критики не ряжусь и разбирать художественные особенности этого кинополотна не собираюсь. Не моя это тарелка. И мне, откровенно говоря, плевать на то, что фильм снят «одним кадром» и как световое решение влияет на восприятие персонажей.
Мне важно и ценно другое. То, что ценю и к чему стремлюсь на кухне своих заведений – честность, подлинность, «трушность».
Так вот «Точка кипения» именно такое кино. «Быть, а не казаться» в нем реализовано на все сто. Кино об одном тягостном дне из жизни британского ресторатора (в исполнении Стивена Грэма) выглядит как точный слепок с реальности. Как британский ресторатор ответственно заявляю.
А ты докажи! А легко! У Игоря Николаева было пять причин, и у меня не меньше наберется.
1. Кухня кухни.
Можете сэкономить на платных экскурсиях за кулисы ресторана. «Точка кипения» окунет вас с головой в реалии ресторанного мира Лондона.
Непрерывное действие фильма познакомит вас со всеми ответственными за ваш гастрономический опыт персонами: от шеф-повара до официанта.
У фильма, видимо, были блестящие консультанты, потому что ни в одном из фильмов на ресторанную тему (а в моем телеграмм-канале есть еженедельная кинорубрика с подборкой лучших фильмов для сотрудников индустрии HoReCa) нет такой точности и бескомпромиссности в передаче ресторанных реалий.
«Точка кипения» попадает в точку, рассказывая о том, что губит ресторанное дело и всех его участников: плохая коммуникация, отсутствие лидера, расхлябанность.
Красноречив эпизод фильма с визитом санинспектора и отношение к его приходу участников коллектива. Но помимо негатива и чистый адреналин от причастности к делу, которое, порой, выбираешь не ты, но которое выбрало тебя – бьет с экрана.
Здесь нет лукавства и прикрас как в реалити–шоу Гордона Рамзи.
2. Шеф, все пропало!
Главный герой фильма – типичный представитель нашей профессии. Он то задолбан. То обдолбан (наркотики, увы, частый атрибут карьеры в HoReCa). Личная жизнь треснула по швам. Развод с женой, проблемы с ребенком, которому не удается уделять достаточное внимание.
Амбиции стать автором и владельцем собственного ресторана поглотили все. Всю его жизнь. Обычная история для шеф-поваров, которые прошли хорошую выучку у лидеров индустрии. Их заветная мечта открыть собственный ресторан.
У них блестящая поварская техника, но при этом смутное представление о функционировании ресторана как бизнесового проекта. На одной кухне этот живой организм, норовящий заболеть (то одно не так, то другое выходит из строя), не удержится.
Герой Грэма – отличный повар, но плохой управленец. Он не контролирует ни бизнес, ни свою личную жизнь. И наркотики в сочетании с крепким алкоголем и колой (убийственный «тройной одеколон» хореканца) – единственная его попытка продраться сквозь хаос, вертящийся вокруг него.
3. Корону сними!
Каждый член команды Грэма – узнаваемый и весьма распространенный в HoReCa типаж. Каждый сам себе звезда и «самсусам», нежелающий подчиняться менеджеру.
Атмосфера пофигизма и депрессии умело сыграна актерами, чьи персонажи коротают день до приезда своего пушера.
4. Изнанка ресторанной критики
Суровая правда транслируется с экрана: прогибы перед критиками, к чьему мнению прислушивается аудитория и чувство безнаказанности людей, которые могут одним росчерком пера уничтожить ресторан. Не в России, в Великобритании.
«Не пиши про него плохо, он мой друг», – говорит один из героев критику, и мы понимаем, что профессия эта далеко не объективна. Здесь многое построено на «вас-вась», на личных отношениях.
Нередки случаи, когда критик спит с шеф-поваром, или из-за личных обид пытается свести с ним счеты. Всякое бывает, HoReCa в этом плане не уступает богемным кругам.
Помните об этом, листая очередной выпуск мишленовского гида…
5. Нет системы – есть проблемы.
«Точка кипения» – отличное пособие для молодых управленцев. Здесь в деталях показано, как рушится предприятие, лишенное системных связей.
Расхожая истина о том, что управлять нужно не людьми (это невозможно), а системами еще не опровергнута.
Три сцены ресторана – кухня, бар и зал заведения – в фильме имеют свои порядки, вывихи и подводные камни, обрушивающие ресторан как целое.
Отсутствие сплоченности и коммуникации, небрежное отношение к деталям и менеджерская несостоятельность человека, стоящего у руля (но не стОящего, неготового к этому) – болевые точки заведения становятся болевыми точками фильма.
Признаюсь, «Точка кипения» взволновала меня и придала энергии. Убедительные, захватывающие напряженные 90 минут жизни.
Готовясь к открытию нового ресторана, я всеми силами пытаюсь избежать ошибок и ситуаций, проиллюстрированных в фильме. Этому способствует бесценный (без иронии) опыт, полученный мной в России.
Россиянам, конечно, многому предстоит научиться у своих британских коллег, но и англичанам есть, что перенять у выходцев из бывшего СССР.
Говорю это по личному опыту – за долгую жизнь в индустрии, с кем только не приходилось работать.
Именно поэтому наша ресторанная сеть несколько лет добивалась права на получение лицензии, позволяющей нанимать сотрудников за рубежом.
В Великобритании ведь суровое трудовое право, опекающее местное население.
В прошлом году мы этого, наконец, добились, и теперь я могу открыто заявить, что у меня есть несколько вакансий для профессионалов HoReCa, желающий жить и работать в Лондоне.
Если ваш опыт богат, как и словарный запас английского языка (необходимо будет хорошо сдать IELTS), отправляйте свои резюме мне напрямую на bek@narzi.london
Кто знает, может, мы скоро станем коллегами и «Точка кипения» обернется точкой вашего роста!