Лучшее за неделю
Ася Десичева
20 июля 2022 г., 19:24

«Эфферентная терапия» в бизнесе: работа коуча с лидером и командой

В начале июля в стенах РГУ им. А.Н. Косыгина предприниматели, преподаватели государственных университетов, ведущие психологи и HR-специалисты на круглом столе обсуждали тему «Сотрудники компании как причина процветания или угасания бизнеса». Организаторами мероприятия выступили Союз пиарщиков России и РГУ им. А.Н. Косыгина.
Читать на сайте

Участниками были высказаны новые идеи и определены пути усовершенствования системы командообразования и руководства коллективом, которые в скором будущем будут внедрены в практику крупных компаний, ведущих бизнес-сообществ, а также преподаваться в ВУЗах.

Более подробно о продуктивной работе сотрудников, атмосфере заботы о человеке и уважения к личности каждого работника мы поговорили со Светланой Квитко, коучем ACC ICF, членом Международной Федерации Коучинга International Coaching Federation, супервизором для коучей.

“Мы не выбираем время в котором живем, не выбираем кризисы и испытания. Но мы можем выбирать свою реакцию и отношение к тому с чем встречаемся. Многие компании не так давно завершили трансформационный период, связанный с пандемией, но сегодня перед ними встали уже новые вызовы. Пожалуй, современному бизнесмену и лидеру важно быть готовым к тому, что «Чёрный лебедь» будет прилетать снова и снова”, - говорит Светлана Квитко. 

Увы, но далеко не все компании и лидеры готовы к пониманию преимуществ философии человекоцентричности. Данный принцип предполагает, что производительность труда повышается путем превращения задач на стыке интересов компании и человека в инструмент самореализации. “В ходе обсуждения между участниками круглого стола развернулась дискуссия: так кто же важнее - лидер или его сотрудники? Мой ответ на этот вопрос, как мне кажется чудесно раскрывает метафора: представьте себе, что лидер - это кровь, а команда - сосуды, по которым она течёт. Что в данном случае важнее? Кровь или сосуды? Где кровь определяет здоровье и качество жизни, она содержит тот самый уникальный ДНК. При этом важно помнить, что разрыв сосудов может стать смертельным! И тогда уже совсем не имеет значение какое в ней ДНК. Отталкиваясь от этой метафоры я решила написать статью о способах "эфферентной терапии" в компании, призванной помочь лидеру, бизнесу и команде "выжить" в текущей реальности. Данный термин позаимствован мной из медицины. Где эфферентная терапия - это прежде всего детоксикационная терапия или комплекс современных лечебных методов направленных на выведение из организма различных эндогенных и экзогенных токсинов, ядов, химикатов, патологических продуктов и субстратов, агрессивных ферментов. Целью эфферентной терапии является нормализация качественного состава крови, а основными методиками являются: плазмаферез, плазмосорбция, гемосорбция, лимфоцитаферез, ультрафиолетовое и лазерное облучение крови, озонотерапия, аэроионотерапия, энтеросорбция”, - подчеркивает Светлана Квитко.

Итак, мы уже определились, что лидер - это кровь бизнеса и компании. Но какая она? “За каждым бизнесом стоит в первую очередь человек с его уникальным "депозитарным материалом" в виде особенностей, сильных сторон и ограничений. Поэтому когда компания "чего-то не может" - например, определиться со стратегией, это уже какой-то степени отражение внутреннего состояния лидера. В данной точке как раз чаще всего и возникает потребность в той самой “эфферентной терапии” или работе с личность лидера. Так например, сегодня личные стратегии, а точнее горизонт их планирования сократился до нескольких месяцев. В этой связи вполне обоснованным выглядит сложность выстроить долгосрочную стратегию компании. Или из другой пример из текущей практики: где резкое повышение спроса на товар в связи с уходом конкурентов с рынка, встречается с личной преградой или страхом в виде неумения делегировать и стремлению обезопасить себя, замыкая на себе многие процессы. 

В своей книге "Команда А: Модель обучения и мотивации для профессионального роста ваших сотрудников" Уитни Джонсон, входящий в сотню лучших коучей в проекте 100 Coaches Маршалла Голдсмита, пишет: «немногие  - из нас в восторге от своей работы. Согласно результатам одного исследования, 84% сотрудников чувствуют себя на работе как в "ловушке". Согласно данным другого, только 22% респондентов видят более или менее отчетливые перспективы карьерного развития на своей нынешней работе". Анализируя данные этих исследований, собранных еще вне сегодняшнего контекста можно предположить, что многие сотрудники не сильно довольны своей работой. В этой связи становится интересно, как изменились данные показатели в текущей ситуации. Известно, что тревожное настроение и беспокойство не разворачиваются внутри нас только по одной категории вопросов. Она почти как кровь разносится по всему телу или всем сферам человеческой жизни. Особенно остро проявляясь в тех темах, которые итак были хрупкими. Так недовольство своей работой может нарастать вслед за повышением общего уровня тревожности. При этом сложная ситуация на рынке труда и страх потерять работу может создавать настроение удержаться на нелюбимой работе любой ценой. Данный пример хорошо иллюстрирует природу внутреннего конфликта сотрудников и причины снижения эффективности производительности.

Сегодня фокус лидера сместился не только в поток постоянно появляющихся новых вводных и как следствие связанных с ними поисками новых способов решения операционных задач, но и в сторону психологических вопросов людей, с которыми он работает и команды в целом. “В частности, не совсем очевидным в текущей реальности способом поддержки сотрудников в виде повышения зарплат”, - говорит эксперт. Так имея возможность вести достойный образ жизни, перед сотрудниками компании открываются личные вопросы и задачи более высокого уровня, например, оставить след в истории, привести компанию к какому-то прорыву, в чем безусловно заинтересован каждый бизнесмен и лидер.

справка:

Светлана Квитко - в настоящее время проводит индивидуальные и групповые коуч-сессии, супервизии для коучей. Ведёт фасилитационные встречи с собственниками бизнеса по различным вопросам. Участвует в качестве приглашенного коуча на программах в Сколково. Среди ее клиентов: сотрудники КазМунайГаз, Газмром-нефть, Росатом, QIWI, ТВЭЛ, Аксор, студенты ВШЭ. 

Обсудить на сайте