Товарный знак - что, зачем и как, рассказала юрист
О том, что такое товарный знак, зачем он нужен и как его зарегистрировать рассказала юрист с более чем 12-летней практикой, Юлия Соколова, руководитель центра правовой защиты “Бронежилет”
Товарный знак дает возможность правообладателю пресекать действия конкурентов-нарушителей, запрещать им использование смежной символики, взыскивать компенсацию за такие нарушения.
Товарный знак - обозначение, которое позволяет индивидуализировать товар. В качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации в любом цвете или цветовом сочетании. Такие комбинации могут стать товарным знаком лишь после регистрации в Роспатенте и выдачи свидетельства на товарный знак.
Важно понимать, что далеко не каждый бренд/логотип может пройти такую регистрацию. Закон содержит ряд ограничений, к примеру, не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, которые не обладают различительной способностью или состоят только из элементов:
1) вошедших во всеобщее употребление для обозначения товаров определенного вида;
2) являющихся общепринятыми символами и терминами;
3) характеризующих товары, в том числе указывающих на их вид, качество, количество, свойство, назначение, ценность, а также на время, место и способ их производства или сбыта;
4) представляющих собой форму товаров, которая определяется исключительно или главным образом свойством либо назначением товаров (ст.1483 ГК РФ).
Однако, если обозначение достаточно фантазийное, не схоже до степени смешения с другими конкурентами и не обладает перечисленными выше признаками, скорее всего, оно пройдет регистрацию.
Кому же нужен товарный знак и для чего?
Ранее товарный знак могли зарегистрировать только организации (юридические лица) и предприниматели (ИП) для выделения своего товара среди конкурентов.
Однако, изменения, внесенные Федеральным законом от 28.06.2022 N 193-ФЗ, которые вступят в силу 29.06.2023 года позволят и иным лицам стать правообладателями товарного знака, в том числе самозанятым.
Товарный знак нужен по нескольким причинам. Юридически бренд обретает настоящую защиту лишь после регистрации товарного знака в Роспатенте. ("Настоящую" - это когда можно не только запретить конкурентам использовать Ваш или схожий с ним товарный знак, но и когда можно получить достойную компенсацию с нарушителя).
Кроме того, зарегистрированный товарный знак позволяет предотвратить захват бизнеса через атаку на интеллектуальную собственность. Ведь если бренд, в который вы вложили лет 10 труда и немало средств, не зарегистрирован, подать заявку на регистрацию товарного знака может и ваш конкурент. Также нередки случаи, когда это делает бывший партнёр по бизнесу.
Также, зарегистрированный товарный знак поможет вам выделить свою продукцию на рынке среди однородных товаров и повысить доверие покупателей.
Товарный знак - это нематериальный актив компании и он учитывается при оценке стоимости компании.
А ещё, зарегистрированный товарный знак может быть объектом сделок. Например, для развития франчайзинговой сети регистрация ТЗ необходима. Также товарный знак может быть передан по лицензии, под залог или вовсе продан.
Или если Вы хотите привлечь инвестиции в свой бизнес, для инвестора регистрация товарного знака на компанию может стать дополнительным преимуществом.
Мини-инструкция, как зарегистрировать ТЗ:
Зарегистрировать товарный знак, схожий с конкурентом до степени смешения, не получится, поэтому первый шаг - это проверка уникальности знака.
Открытые реестры товарных знаков можно увидеть здесь https://www.fips.ru/iiss/search.xhtml
Однако, важно понимать, что в Роспатенте открыты реестры только по зарегистрированным товарным знакам, а проверку реестра поданных заявок на регистрацию лучше доверить юристу, имеющему платный доступ к базе заявок.
Заявка на регистрацию товарного знака, поданная ранее - имеет приоритет по дате подачи.
Перешагнув через этап проверки знака на уникальность, Вы рискуете потерять уплаченную государственную пошлину и время, поэтому не стоит пренебрегать этим этапом.
После тщательной проверки базы зарегистрированных товарных знаков и заявок на регистрацию, важно определиться - для каких именно классов товаров и услуг Вам потребуется регистрация товарного знака по МКТУ
https://www1.fips.ru/elektronnye-servisy/klassifikatory/mezhdunarodnaya-klassifikatsiya-tovarov-i-uslug/klassifikatsiya-tovarov-i-uslug-mktu-11-2019-g-.php
Заполните специальную форму заявления на регистрацию товарного знака https://rospatent.gov.ru/ru/stateservices/gosudarstvennaya-registraciya-tovarnogo-znaka-znaka-obsluzhivaniya-kollektivnogo-znaka-i-vydacha-svidetelstv-na-tovarnyy-znak-znak-obsluzhivaniya-kollektivnyy-znak-ih-dublikatov
Рассчитать госпошлину на этом этапе поможет специальный калькулятор https://new.fips.ru/podacha-zayavki/kalkulyator-poshlin/ . Размер госпошлины зависит от количества классов МКТУ, которые вы выбрали.
Подать документы на регистрацию товарного знака можно электронно или почтовым отправлением.
После подачи документов на регистрацию, товарный знак проходит сначала формальную экспертизу в течение 1 месяца, само рассмотрение заявки по существу может затянуться до 12 месяцев.
Стоимость регистрации товарного знака зависит от выбранного Вами пути - будете ли пробовать регистрировать знак самостоятельно или доверите эту процедуру юристу.
Минимальные расходы складываются из состава государственных пошлин:
Регистрация заявки и формальная экспертиза ТЗ для пяти классов МКТУ (проверка перечня необходимых документов) — 3500 рублей. Если выберете больше классов, за каждый придётся доплачивать по 1000 рублей.
Проведение экспертизы обозначения (проверка на плагиат и соответствие закону) — 11 500 рублей.
Регистрация знака в случае одобрения заявки — 16 000 рублей.
Выдача бумажного свидетельства (по желанию) — 2000 рублей.
Можно сократить свои расходы при самостоятельной электронной подаче документов, но без уплаты госпошлины процедура регистрации не пройдет.