Что происходит в русском кино?
Когда все непонятно -создавай арт-кластер
...Тут прошел МКФ, но он как -то был смазан жарой и общей неразберихой. А что в Питере? Похоже, что фестиваля дебютного кино в «Новой Голландии» не будет. Есть еще «Послание человеку», но тоже непонятно – каким оно будет и будет ли вообще. На небольших площадках, в том же Питере происходит какое -то движение, но это скорей попытка приспособиться к новым условиям «где теперь что будут прокатывать». Но речь идет о принципиальных шагах по развитию и поддержке отечественного кино. Нет, не деньгами от Минкульта и тд.
Речь идет о возрождении нормальной коммуникации между творцами и зрителем. Между творцами, зрителем и критиками. Возрождении прямой дискуссии, и как выяснилось -нормального информирования, просвещения и образования. Вот так видит проблему кинокритик Егор Москвитин: «Мнение зрителя о российском кино невысокое: блокбастерам мы не доверяем (из-за того, что раньше было много плохих - да и сейчас хватает), а артхаус ассоциируем с условным «Левиафаном»(то есть чем-то мрачным и критически настроенным ко всему). Наша индустрия сама виновата в таком к себе отношении, но все можно поправить!»
Действительно – подсев на иглу условного «Спайдермена» (поди теперь объясни пятиклашке, почему мы сегодня не идем на этого «спайдермена», если он вчера еще был везде), погнавшись за Голливудом, не имея голливудских финансов, превратив режиссерское кино в «арт-хаус для фестивалей», индустрия попала в ловушку, из которой надо как-то выбираться. Например, налаживая прямой диалог индустрии и аудитории.
А еще оказалось, что общее образование тоже не позволяет новому зрителю вести такой диалог, даже внутренний – при просмотре. Не случайно один из наших классических сценаристов, давний соратник Сокурова Юрий Арабов говорит: «Молодёжи, чтобы воспринимать авторское кино, требуется понимание хотя бы того, что такое мифология, что такое литература, что такое русская литература, что такое зарубежная литература, какая между ними разница. Это же важные вещи.»
Хочется спросить уважаемого сценариста: «А кто ж это все будет делать?»
У питерских есть некоторый вариант ответа – тут господа из проекта КИНОТВ собираются открыть арт-кластер через канал от «Новой Голландии» в доме Кранкенгагена- и даже приступили к ремонту здания. Ремонт-то ремонтом, а что этот новый кластер собирается делать? Я так понимаю – пропагандировать отечественное кино. Вообще-то дурное слово «пропагандировать». Скорей – вспоминать завоевания (художественные, стилистические, и даже – технологические) , разъяснять современное – кто куда идет и зачем, а гнлавное – иметь двухстороннюю связь – между зрителем и творцом. У них это сухим языком пресс-релиза написано, как «кинопоказы, выставки, лекции», но думается это только бриф.
«Делать просветительские объединяющие проекты с открытым входом. В первую очередь, стоит открыть зрителю завесу тайны, какое кино сейчас производится, показать точки роста, рассказать о лидерах индустрии и о независимых творческих компаниях, которым удаётся завоевывать внимание мировой общественности. Познакомив аудиторию со спектром произведённых и производящихся сейчас кинопродуктов, у зрителей может поменяться отношение к отечественному кино. На данный момент об авторском кино знает узкая прослойка аудитории, нужно всеми доступными средствами , объединяя усилия всех участников кинорынка, привлекать внимание массовой аудитории».
То есть, идея похоже выглядит так «когда голливудских блокбастеров не стало, мы снова смотрим свое кино и думаем, как сделать его интересней».
Два, конечно, но сможет ли даже самая симпатичная арт-площадка переменить тренды?
Ну, во-первых, вода камень точит и там, где возникают такие кластеры – там бьется творческая мысль. Значит не все потеряно.
Конечно, у питерских особенная гордость и им нужно понимать, что не все делается в Москве. Тем более, что все-таки существует такое понятие как «школа Ленфильма», «питерская школа кинокритики» и тд. И если «Ленфильм» оживает, то должно оживать и пространство общественного кинообсуждения и кинопросвещения.
В 90-е в Москве было совершенно магнетическое место «Киноцентр». Поднимите руку те, кто оттуда не вылезал неделями. Я- первый тяну руку. Очень грамотные люди там показывали очень нужные фильмы. Без которых не понять, как развивается кино, как оно функционирует. Теперь такого места очень не хватает. Но питерские сообразили быстрей. Поэтому может быть через год у них уже будет арт-кластер КИНОТВ. А что будет в Москве?