Когда отменят санкции?
Причем большинство обсуждений сводится к внутренней надежде, что истеричное наращивание санкционного давления может неожиданно прекратить свой агрессивный полет и исчезнуть на небосклоне нового наступающего дня также стихийно и молниеносно как они разворачивались.
Оставив в стороне многочисленные мнения и пространные рассуждения обывателей о том, что «инициированные Западом санкции готовились давно и поэтому вряд ли будут быстро сняты», обратимся не к экзистенциальному вопросу понимания времени, а к нормативно-правовым актам США и в целом к северо-американской системе принятия решений для поиска точного ответа на данный вопрос.
Итак, санкционное законодательство США основывалось на системе Executive Orders - Исполнительные Директивы (Приказы).
Исполнительные приказы — это директивы Президента США, которые он издает при осуществлении своих полномочий в сфере исполнительной власти. В любое время Президент может отменить, изменить или сделать исключения из любого Исполнительного Приказа, независимо от того, был ли он сделан текущим президентом или предшественником[i].
Президент США прибегает к использованию Исполнительных Приказов по широкому спектру предметов регулирования, в том числе по общественно-значимым и дискуссионным вопросам. Среди таких вопросов – реализация международных договоров (например, Исполнительный приказ № 12889 от 27 декабря 1993 года: «О введении в действие Североамериканского соглашения о свободной торговле»[ii]), государственные закупки, вопросы войны и мира (Исполнительный приказ № 13119 от 13 апреля 1999 года «Объявление Союзной Республики Югославии (Сербия/Черногория), Албании, воздушного пространства над ними и прилегающих вод зоной боевых действий»[iii]), и конечно же санкций в отношении многих государств.
По факту, издание Исполнительных Приказов предоставляет Президенту США определенную свободу действий и используется как политический инструмент в переговорном процессе с любыми странами и союзами. Более того, в период правления Б. Обамы, им был провозглашен новый подход, под названием «год действия», предусматривающий возможность проведения в жизнь своей политики независимо от одобрения Конгрессом США соответствующих законодательных инициатив, используя исключительно Исполнительные Приказы.
Однако 2 августа 2017 года стало новой вехой, изменившей систему правого регулирования в сфере действия санкций США, а также уровня участия Конгресса в этом вопросе.
Конгресс принял решение о необходимости регулирования указанной сферы отношений не только Исполнительными приказами Президента США, но и законами США.
Данный подход продемонстрировал не только стремление в наращивании санкционного давления и повышения уровня юридической силы, но и лишил Президента дискреционных полномочий по введению и отмене санкций.
В частности, Закон «О противодействии противникам Америки посредством санкций» (Публичный закон №115-44 CAATSA), принятый 2 августа 2017 г., не только ввел новые санкции в отношении Ирана, России и Северной Кореи, но и поменял порядок прекращения действия санкций. В соответствии с положениями закона, Президент США не может как ранее прекратить действие санкции исходя из собственных критериев, а только при согласовании с Конгрессом США и после прохождения длительной бюрократической процедуры, предусматривающей «конкретный, подробный отчет-обоснование от Президента, объясняющий необходимость отказа от применения санкционного режима в отношении конкретной страны/лица в связи с доказанными национальными интересами США». Важно отметить, что Сенат принял законопроект 98 голосами против 2, а Палата представителей получила поразительные 419 против 3. Поэтому несмотря на явно нежелание и неудовольствие, Д. Трамп был вынужден подписать данный закон, хотя и назвал его «ошибочным» и содержащим «неконституционным положения», потому что посягал на власть президента.
«Ограничивая гибкость исполнительной власти, этот законопроект затрудняет для Соединенных Штатов заключение выгодных сделок для американского народа и значительно сблизит Китай, Россию и Северную Корею», - сказал Трамп в одном из заявлений, опубликованных Белым домом. «Несмотря на проблемы, я подписываю законопроект ради национального единства», - было указано в заявлении Президента[iv].
Как известно, законодательные акты США, являющиеся общей основой федерального законодательства США, должны пройти через Конгресс и быть подписаны Президентом. Однако если Президент отклоняет законодательный акт, прошедший через Конгресс, нормативно-правовой акт все равно будет принят при наличии 2/3 голосов в пользу законопроекта. Таким образом, в момент подписания закона, у Трампа просто не оставалось выбора. Более того, Президент был вынужден подписать ограничение собственных полномочий в вопросе санкционного регулирования.
Важно отметить, что в настоящее время США ввел внушительный пакет санкций, представляющий собой систему законов США, Исполнительных Приказов Президента США, а также ведомственных нормативно-правовых актов OFAC (Министерство финансов США), опубликованных в Своде федеральных нормативных актов (CFR).
Принимая во внимание, что вопрос снятия санкций стал иметь комплексный характер и относиться к компетенции Конгресса, вероятность оперативной отмены крайне низкая. В качестве доказательного примера можно привезти длительный период времени, потребовавшийся для отмены Закона Джэксона-Вэника, принятого в 1974 году, который оставался в силе 38 лет, даже после распада СССР.
[i] Kenneth R Mayer. Executive Orders and Presidential Power // Journal of Politics Vol. 61 Iss. 2 (1999). P. 445.
Об исполнительных директивах Президента США, А.Т. Хидзев, №3, 2017, Вестник Московского Университета МВД РФ
[ii] Executive Order 12889—Implementation of the North American Free Trade Agreement [The Compilation of
Presidential Documents]. URL: http://www.gpo.gov/fdsys/pkg/WCPD-1994-01-03/pdf/WCPD-1994-01-03-Pg2639.pdf
(retrieved 11.05.2014
[iii] Executive Order 13119—Designation of Federal Republic of Yugoslavia (Serbia/Montenegro), Albania, the Airspace
Above, and Adjacent Waters as a Combat Zone [The Compilation of Presidential Documents]. URL:
http://www.gpo.gov/fdsys/pkg/WCPD-1999-04-19/pdf/WCPD-1999-04-19-Pg639-2.pdf (retrieved 11.05.2014).
[iv] https://www.nytimes.com/2017/08/02/world/europe/trump-russia-sanctions.html