Должна ли мать защищать интересы ребёнка-школьника в конфликте с учителями
"Нужно быть лoxoм, чтобы так поступить", - сказал мой сын своему школьному приятелю в пустом школьном коридоре. Речь шла о недостойном поступке кого-то из общих знакомых. Неожиданно личную беседу прервала старшая вожатая школы. "Ты почему нарушаешь субординацию?" - возмутилась молодая женщина.
Субординация от латинского Subordinatio — «подчинение» — положение личности в иерархической системе каких-либо отношений. Мой сын и его приятель находились в равных отношениях. Какую субординацию они нарушили, сын не понял и начал отстаивать свои личные границы.
Закончилась эта история очень печально. Точнее, даже не закончилась. Что произошло дальше, расскажу вам в этой статье!
Должна ли мать защищать интересы ребёнка-школьника
Сын пришёл из школы расстроенный. Ему было неприятно, что вожатая, во-первых, вторглась в его личную беседу с приятелем, а во-вторых, начала учить этике, не понимая значения терминов. Поскольку я написала не один десяток статей об отношениях взрослых и детей, а сын с интересом читает все мои статьи, у него не было сомнений: вожатая нарушила личные психологические границы и читала нотации без всякого повода. Это был акт психологической агрессии.
Поскольку такие конфликты часто бывали темами моих публикаций, я ещё раз обратилась к своему консультанту, практикующему психологу и гештальт-терапевту, с просьбой прокомментировать мою личную ситуацию. Я оказалась лицом, вовлечённым в конфликт эмоционально, и могла быть необъективной.
"В здоровых детско-родительских отношениях мать всегда представляет интересы ребёнка в конфликте с взрослыми. Если бы твой сын первым начал выяснять отношения с вожатой, это было бы нарушение субординации. Если взрослый первым нарушил личные границы ребёнка, защищать ребёнка может только взрослый, а именно - родитель", - таков был комментарий психолога.
Из долгого общения я поняла, что ребёнок, который почувствовал нарушение границ и испытал унижение в результате общения с взрослым, оказывается в позиции жертвы. Если не защищать права ребёнка и не отстаивать его честь и достоинство, ребёнок останется в позиции жертвы и не будет чувствовать, что родитель - его опора. А это может быть причиной травмы эмоционального отвержения.
Я пошла в школу, чтобы выразить своё возмущение. К слову, моя бабушка была директором школы, и в моей семье понятие "педагог" было синонимом "уважение к ученику". И когда меня в школе так же пытались унизить учителя, бабушка говорила маме: "Это не педагогично! Иди в школу и защищай честь и достоинство дочери!"
Конфликт родителя и школы
Когда я пришла в школу и встретилась с вожатой, она произвела странное впечатление. Мне показалось, что это ученица школы. Я поинтересовалась, есть ли у девушки педагогическое образование, и внимательно ли она изучала психологию прежде чем начать работать с подростками. В диалог вмешалась завуч и сообщила, что педагогического образования у девушки нет. На каком основании и по какому праву вожатая взялась воспитывать моего сына, который к ней не обратился за помощью, осталось непонятным.
Об этом инциденте я написала в своих соцсетях и получила несколько личных сообщений от знакомых психологов, которые рассказывали, что лицей моего сына - один из главных "поставщиков клиентов" психологических центров нашего города. Проще говоря, среди юных клиентов психологов и психотерапевтов очень много учеников именно этого лицея.
Справедливости ради хочу заметить, что большинство педагогов лицея вызывают огромное уважение учеников и родителей. Это учителя в самом высоком смысле этого слова. Да и директор лицея - личность яркая, харизматичная. Сыну невероятно повезло и с учителем начальных классов, и с классным руководителем. Но, к сожалению, слишком часто у сына возникали конфликты с учителями, которые позволяли себе унижать учеников, и я не раз обсуждала эти эпизоды и со своим личным психологом, и с консультантами, которые помогают мне писать статьи о детско-родительских отношениях.
Конфликт родителя и школы - это важный элемент воспитания ребёнка. Как популяризатор психологии я часто пишу о том, что конфликт в отношениях - это важная часть психологического здоровья. Конфликт - это не склока, не истерика, не базарный скандал. Это признание того, что у двух сторон есть разные точки зрения, и при этом желание найти компромисс в результате переговоров.
Многие мои подписчики высказывают протест против психологического подхода к конфликту, считают, что любой конфликт - зло, что нужно терпеть, страдать и не портить отношения. К сожалению, такое отношение к конфликту характерно для созависимых родителей, которые привыкли находиться в положении жертвы, не умеют отстаивать свои интересы и защищать свою честь и достоинство.
Если родитель не покажет ребёнку, каким устойчивым он может быть, как может защищать честь и достоинство ребёнка, ребёнок не обретёт самоуважение и не научится сам себя защищать, став взрослым.
Что было дальше?
Для полноты картины важно отметить, что мой сын - один из лучших учеников школы. Он не только победитель всероссийских олимпиад школьников, но и организатор выборов в совет старшеклассников лицея, школьный правовед, защищающий интересы лицеистов.
Недавно сын опубликовал в социальной сети информацию о том, что были уволены два лучших педагога школы - физрук и трудовик, как их называют ученики. Педагогов-мужчин в школе и так единицы, и это событие вызвало возмущение многих лицеистов.
В комментариях к публикации решила выступить та самая вожатая. "Степан, мамочке иди жалуйся, за слово "лох" которая разбираться приходила в 10 классе".
Комментарий увидела случайно, поскольку сделала репост публикации сына на своей странице. Из комментариев было понятно, что вожатая в лицее больше не работает. Безграмотное построение фразы и обилие неуместных смайликов вызвали лично у меня глубокую неприязнь.
Хорошо, что она ушла из лицея. Но страшно представить, что эта Алла Кучина может пойти работать в другой лицей и продолжать ломать психику подросткам. А сколько таких аллкучиных в стране, одному Богу известно. Сколько подростков обратятся к психологом за помощью после нервных срывов? Сколько подростков не смогут обратиться к психологам, потому что это дорогая помощь, и останутся с травмой? Сколько подростков даже не смогут пожаловаться родителям, потому что родители принуждают терпеть, молчать, страдать, и уверены, что учителя всегда правы?
Число психологических центров растёт год от года. Запись к квалифицированным психологам, которые специализируются на проблемах подростков, производится за несколько месяцев (ожидание длится до полугода), так как такие психологи перегружены. А обязательная проверка на психологическую грамотность и обязательная консультация психолога или психотерапевта для сотрудников школы, строящих с учениками нездоровые отношения, пока не введена. А зря!