Лучшее за неделю
Анатолий Яковлев
9 декабря 2022 г., 17:51

Как параллельный импорт влияет на цены на маркетплейсах?

В 2022 году Правительство России легализовало процедуру параллельного импорта. Решение властей, с одной стороны, открыло перед участниками рынка онлайн-торговли новые возможности для роста. Ведущими игроками быстро стали селлеры маркетплейсов. С другой — цены на многие товары возвращенных на рынок РФ таким способом брендов ощутимо увеличились. Почему это происходит, все ли «серые» товары в мультикатегорийных гипермаркетах являются оригиналами, и с какими сложностями могут столкнуться потребители и бизнес — рассказал предприниматель Артемий Самохвалов, эксперт в e-com индустрии, владелец бренда Family Nation и основатель первой экосистемы в электронной коммерции First E-com
Читать на сайте

Серый — не равно поддельный

Простыми словами, параллельный импорт — приобретение, доставка и последующая реализация товара без согласия правообладателя или производителя. Партия «идёт» не через официального дистрибьютора на территории государства, а через представителя в регионе производства или третью страну. Потому ввезенное таким образом чаще всего именуют «серым».

Параллельный импорт разрешён в Канаде, США, Бразилии, Великобритании, Турции, а с конца марта текущего года — в РФ. Но это не означает, что дан зеленый свет контрафакту. «Серые» товары обязательно проходят таможенную декларацию, имеют все сертификаты качества и лицензии.

Крупные российские маркетплейсы — Ozon и Wildberries — дали добро селлерам на продажу параллельного импорта. Но со строгим условием: необходимо верифицировать оригинальность товаров и подтверждать все транзакции.

Дороже, потому что дольше и сложнее

Вероятность повышения цен на «серые» товары высока по нескольким причинам.

Первая — появление в цепочке «производитель – продавец (дистрибьютор) – покупатель» минимум ещё одного звена. А в реальности — двух, трёх и более. И у каждого будет своя, утяжеляющая финальную стоимость, наценка.

Вторая — больше нет и пока не будет никаких крупных оптовых поставок, распродаж и прочих маркетинговых ходов со стороны компаний-производителей. Третья — смена логистических маршрутов. Увеличилась стоимость не только перевозки, но и пошлина. Безусловно, есть свободные экономические зоны со льготными таможенными условиями, к примеру, ОАЭ, но они дороже из-за длины маршрута. А страны, находящиеся «по пути», не выгодны из-за пошлин.

Также импорт ранее во многом состоял из комплектующих, тарифицируемых по таможенному законодательству дешевле, нежели готовые изделия, которые импортёры вынуждены ввозить после введения санкций.

Для разных категорий товаров рост цен будет варьироваться. Категория FMSG – одежда, обувь, косметика — станет дороже на 15-20%. Бытовая техника, гаджеты — уже на 40%-50%. Автомобили для конечного потребителя по самым скромным подсчётам удвоят цену.

Вопреки расхожему мнению, подобное повышение цен невыгодно, неудобно и неприятно и для селлеров. Сломаны отработанные годами схемы. В налаживаемых новых путях появляются дополнительные расходы. При этом маржа, получаемая импортёром, не увеличивается кратно росту конечной цены товара. Платёжеспособность спроса ограничивает возможность получения привычного процента рентабельности. Но избежать повышения цены невозможно в принципе. Его можно только сдерживать, оперируя, в том числе, прибыльностью бизнеса.

Неявные сложности

Еще одна проблема, которая волнует продавцов – вероятность получить товар более низкого качества, чем импортировался ранее. Зачастую для снижения издержек селлеры вынуждены искать новых поставщиков, которые могут по итогу не оправдать ожиданий.

Если при классической схеме продавец мог выставить претензии своему поставщику и удовлетворить их, то в условиях удлинившейся цепочки параллельного импорта это сделать сложнее. А доброе имя в торговле значит много – для меня и моей команды, это приоритет.

Что будет со спросом

Мы давно живём в условиях потребительского изобилия, отказаться от которого сложно, да и не хочется. Однако следует помнить, что бюджет домохозяйств не претерпел каких-либо изменений, а у многих — уменьшился.

В первом полугодии 2022 медианная зарплата, по данным Сбериндекса, составляла 38 тысяч рублей. Средняя, как установил Росстат – 61 тысячу. Но если сравнить данные с показателями прошлого года, то налицо снижение медианной заработной платы на 1,3%. При этом годовая инфляция определяется Банком России в 11-13%

Иначе говоря, потребители не могут покупать привычную «товарную корзину» по возросшим ценам. От чего-то они неизбежно отказываются. Выбор зависит от группы товаров.

Товары первой и неотложной необходимости, например, жизненно важные лекарства, будут приобретаться даже в ущерб остальному.

Немедленное и катастрофическое падение спроса на товары длительного пользования – бытовую технику, гаджеты, строительные материалы — останавливает инфляционное ожидание того, что в будущим сегмент будет ещё дороже. На эти покупки потребитель готов потратить кубышку, но тоже до определённого предела. Два слоя ламината в одной комнате не положишь, а нынешняя техника слишком быстро устаревает.

Продукты питания, товары ежедневного потребления – вероятны как сокращение объёма, так и повышение толерантности к качественным характеристикам. Покупать будут поменьше и попроще.

Подводя итоги, можно отметить следующее: если ранее в маркетплейсах самая распространённая сортировка товаров была «По популярности», то сейчас, к сожалению, многие вынуждены нажимать кнопку «По цене». Отсюда вытекает главная проблема селлеров при параллельном импорте. Это не доставка товаров, а полная реализация партии.

Обсудить на сайте