«Меню» глазами ресторатора. 5 аргументов в пользу нового гастро-хоррора
Должен признать неправоту и поспешность. Каюсь, искуплю, вынесу себе строгач с занесением. В начале года на страницах Сноба я писал, что хореканским (общепитовским) фильмом года считаю «Точку кипения». Так вот это уже не так. На финишной прямой уходящего года это кино обошел в восторгах и кассовых сборах другой фильм – «Меню». Поистине киношедевр, для тех, кто понимает… Понимает не в кино, а в «тарелочках»…
Меня не прельщают лавры кинокритика и даже гастрокритика, но думаю, что как ресторатор имею моральное право высказаться о фильме, заходящем на мою территорию – территорию моей работы, хотя будем честны – жизни! Попав в омут Хореки, кто-то тонет в нем, а кто-то выплывает, но нахлебавшись его водички, проникается индустрией насквозь. Пронзается ею. Именно поэтому мне режут глаз некоторые тупые, как ножи на кухне одиноких дам, киноподелки «из жизни поваров, официантов, рестораторов» и т.д. В них, как правило, много глянца и патоки. А вот фильм в жанре черной комедии или хоррора, заведомо предполагающий солидную долю вымысла и фантазий, оказался честнее многих кинолент, вдохновленных реальными событиями.
Фильм «Меню», корпоративный поход, на который я устроил для сотрудников нашей лондонской ресторанной сети Pachamama Group, стал единственным за всю нашу историю, после которого не было двух мнений. Все сотрудники, выходцы из разных стран, люди разных возрастов, интересов, опыта, единогласно заходились в восторге от увиденного.
Признаюсь, выбор фильма был продиктован двумя вескими причинами: название и поварской китель Ральфа Файнса на афише. Никаких особых ожиданий у меня не было. Но не только потому они оказались превзойдены на все сто, и еще сто раз по сто, не грамм, но процентов. Не буду спойлерить, перебирать эпитеты и нахваливать актерскую игру, скажу лишь о том, что мне как хореканцу было приятно увидеть в работе сценариста и режиссера. Они поистине ступили на территорию Хореки, сняв обувь, т.е. отнеслись к ней с уважением. Да, главный герой шеф-повар – лютый маньяк, но знаете, если отбросить треш, психиатрию и то, что употребляли для вдохновения создатели фильма (я тоже хочу!), – многое в этом странном и страстном кино – правда. Нет, рестораторы не убивают гостей и коллег на досуге, но многие детали в этом фильме взяты из реальной жизни. А ведь наша профессия как раз и состоит из деталей.
Итак, пока Оскар для фильма «Меню» еще не подан (а хотелось бы!), я предлагаю вашему вниманию 5 хореканских аргументов «за»… За которые я уважаю команду этого фильма.
1) Страсть и фрустрация
Эти чувства знакомы каждому хореканцу. «Мы продаем впечатления!», говорит одна из героинь фильма. «Мы продаем эмоции», – часто говорю я. Позитив для гостей вычерпывается из глубин своей души. Опустошение, выгорание, депрессия – частые диагнозы в Хореке. Как и фанатичная дотошность, страстность в желании все сделать идеально и чувство тщетности от ощущения, что нет предела совершенству и идеал недостижим. Многие в нашей профессии буквально сходят с ума, и процент суицидов здесь высок. Сколько людей, которых я знал лично, отправились к звездам, лишившись звезды Мишлена, или свели счеты с жизнью, из-за опороченной репутации. Всякое бывает в Хореке. Она сурова и беспощадна. Прогресс не остановим, и то, что было новым вчера, оказывается в буквальном смысле приевшимся завтра. Трудно постоянно удивлять и быть новым, свежим, непредсказуемым. Но именно этого ждут некоторые гости и критики. Хорека сурова, но это Хорека… Она не терпит залетных временщиков, но и тех, кто возомнил себя творцами, тоже не жалует. И никого не жалеет. Но она прекрасна и даже божественна. Как операторская работа в фильме и макеты еды, созданные Доминик Кренн, единственной женщиной шеф-поваром в США, завоевавшей три звезды Мишлен.
2) Дьявол в деталях, гостях и тарелках
12 гостей, как апостолов, это 12 типажей типичных (и не очень) посетителей ресторанов. Они поверхностны, но они типажи и про них сразу все становится понятно. Эти типажи выхвачены очень точно. Кстати, тот факт, что на каждого гостя составляется профайл – это не выдумка сценариста, а факт. Персонажи здесь узнаваемы. От критика, которая наводит туман пространными речами до команды корпоративщиков из компании-инвестора данного ресторана. Здесь проводится тонкая мысль о ресторанном бизнесе как прачечной для инвесторов. Это, действительно, крайне распространенная история. Именно поэтому я каждый день благодарю судьбу за то, что наша ресторанная сеть в полном смысле слова наша, без мутных инвесторов и денег с сомнительным происхождением.
3) Критика критиков
Критики, любящие красивости в словах и тарелках, которые курят, портя свои рецепторы и притупляя восприятие блюд, а значит, неверно оценивая заведения. Псевдоценители, рассуждающие о гастрономии, но не умеющие готовить. Еда, возведенная в ранг божественного ритуала, еда, которую «нельзя есть», еда, изменившая своему предназначению – насыщать, и рестораны, превращенные в аттракцион без вкуса, но лишь с цветом и запахом. Об этом и не только ведет речь «Меню», в котором есть и социальная сатира, и черный юмор, и философия, и цинизм, и правда жизни.
4) Правда о «высокой» и «низкой» кухне
Не раскрывая финал истории, позволю себе привезти отрывок из своей книги «Кодекс хореканца». Люди, посмотревшие фильм, поймут, о чем я. Да и те, кому просмотр только предстоит, поймут тоже.
«Даже блюда, которые исторически придуманы для того, чтобы их ели именно руками, вроде сэндвичей или гамбургеров, сегодня вознесены до уровня высокой кухни, то есть оторваны от человека. Эксклюзивный гамбургер премиум-класса, который не обсыпан разве что лепестками роз, с куском мраморной говядины, которая при жизни говорила на трех языках, в булочке, тесто для которой замешивала персона голубых кровей, с луком, выращенным в стерильной камере под музыку Моцарта, и зеленью, собранной девственницами в новолуние, — таков нынче эталон хорошего вкуса. Ну это рестораторы так за нас с вами решили. Мне к такому гамбургеру на букву «г» и притрагиваться не хочется. Не вызывает он инстинкт, не будоражит вкусовые рецепторы, не волнует кровь. Нет, конечно же, его модельная внешность фотогенична и в Инстаграме* он соберет искусственные улыбки-лайки, но вот улыбки подлинного упоения вряд ли удостоится. При виде этого декоративного, а по сути дегенеративного гамбургера ни у кого не встанет... перед глазами картина уютной трапезы, во время которой не нужно как-то выделываться и что-то из себя изображать, стараясь соответствовать и внутренне подтягиваться до уровня этого бургера, с презрением взирающего на вас с тарелки. Скорее, вам захочется встать из-за стола и направиться туда, где точно знаешь, что тебя ждет и что тебя ждут».
5) То, что будет важным именно для вас
Несмотря на высокую динамику и насыщенный событиями сюжет, в «Меню» для каждого найдется любое «блюдо». Здесь каждый увидит и ухватит что-то свое. Важность атмосферы, командную игру и дисциплину, креативность, пример атомной концентрации и снайперской фокусировки, политические подтексты, социальный памфлет или просто эстетическое наслаждение… Буду рад, если вы поделитесь своими впечатлениями от увиденного в комментариях! Пишите! Сверим ощущения!
P.S. Больше хореканских текстов и видео можно найти в моей телеге с пряниками и кнутами или на ютубе с бубенцами.
Спасибо за внимание!
* Соцсеть принадлежит компании Meta, признанной в России экстремистской организацией