В джазе не только девушки, но и мальчики, которые любят погорячее
Ну вот, наконец на Бродвее настоящая «Бродвейская» премьера. Совершенно новый спектакль, с новой музыкой, новой хореографией, новые костюмы и совсем новые актеры. Многие знатоки закричали: Бродвей жив!
Вообще сейчас редко появляются новые спектакли. Все очень подорожало, театральное сообщество никак не может оправиться после пандемии, ковид все еще существует, и многие люди до сих пор ходят в масках, и вокруг много больных, в том числе и в Нью-Йорке.
Но как раз в этот период уже объявлены новые спектакли, новые названия. Как обычно, в это предвесеннее время, все продюсеры готовятся к предстоящей премии «Тони».
И борьба будет в этом году серьезной.
*
Ну а теперь к новому мюзиклу, о котором я вам хочу рассказать. Этот мюзикл явно будет претендовать на несколько премий «Тони».
Он называется «Some like it hot» то есть «Некоторые любят погорячее». Да-да, это по тому самому фильму, который в России был когда-то назван «В джазе только девушки».
Мюзикл этот совершенно новый.
Однако сюжет старый, существующий много лет. Было много версий этого сюжета, и в кино и в театре, но наиболее известная версия - это, конечно, фильм, который я назвал, поставленный в 1959 году режиссером Билли Уайлдером, и в котором снялись 3 звезды: Тони Куртис, Джек Леммон и, конечно, Мерилин Монро.
Фильм имел оглушительный успех, получил массу премий, а главное стал одним из популярнейших фильмов всех времен и народов, и остался в памяти у многих поколений.
В том числе, и в России… Я впервые посмотрел этот фильм, когда мне было около 20 лет, и это сильно повлияло на меня и моих сверстников…
Наконец-то это было кино про Америку, про джаз, про классных красивых девушек, музыкантов и певиц, во главе которых была сама Мерилин Монро. До этого слава Мерилин доносилась до нас как бы с луны, мы представляли ее неясно, размыто, а тут вот она крупным планом, и все можно разглядеть! Да еще и поет!
Правда пела она довольно слабо, (кстати, сама Мерилин, вернее ее героиня Sugar, признается в этом фильме, что поет она неважно). Несколько песен, которые она спела в фильме никогда не стали хитами.
Вообще-то фильм этот, хотя в нем было очень много музыки, никак не может считаться мюзиклом, или даже музыкальной комедией. Просто – комедия с музыкальными вставными номерами. Кстати, не очень выдающимися.
(Kомпозитором там был некий Адольф Дойч, известный как хороший аранжировщик. И это слышно в его песнях из фильма, о котором я рассказываю.)
***
Но вот прошли годы, (более 60 лет) и на Бродвее решили сделать театральную версию этой истории.
На самом деле это уже делалось до того.
В 1972 на Бродвее был поставлен мюзикл под названием «SUGAR» («Сахар»)… (напомню, что главная героиня в этом мюзикле, та самая, которую играет Мерилин Монро, в этом фильме существует под кличкой «Сахарок».) У того мюзикла была сильная команда – либретто написал знаменитый драматург Питер Стоун, стихи – Боб Мерилл, а музыку – классик Бродвея Джули Стайн. Он был поставлен в 1972 году и шел год с небольшим. Это не было провалом, но не было и большим успехом. Музыкальных следов почти нигде не осталось.
Нынешняя команда взялась за дело с большим вдохновением. Это прежде всего композитор Марк Шайман (автор таких известных мюзиклов, как «Лак для волос» («Hairspray») и «Поймай меня, если можешь», либретто двух популярных драматургов Мэтью Лопеса и Амбер Раффин, а режиссер и хореограф – один из самых известных бродвейских постановщиков Кэйси Николау.
И кажется, действительно появился настоящий бродвейский мюзикл, не авангардный, не модерновый, а вполне традиционный, мелодии которого можно напевать выходя из зала, где можно похохотать, поудивляться, а где-то и загрустить, и что-то понять о человеческой жизни.
Мне бы не хотелось подробно описывать этот мюзикл, и рассказывать какие-то секреты.
Но немного, как сейчас принято говорить в России, «поспойлерить» придется.
Ну ничего, тот, кого заинтересует этот спектакль, и он придет в театр - уверен, он получит удовольствие.
***
Скажу немного о том, чем эта театральная постановка отличается от классического фильма.
Ну во-первых, действие перенесено из Флориды в Калифорнию…Нет, сначала, как и положено, действие происходит в мафиозном Чикаго, ну а потом - Лос-Анжелес.
Почему спросите вы? И какая разница? И там и там тепло. И там и там есть море.
А вот почему. Дело в том, что один из двух музыкантов, которых преследуют мафиози – чернокожий. Или как надо сейчас говорить, «африкен-америкен».
Так вот во Флориде в эти годы был жуткий расизм, и чернокожих близко не подпускали в места, где жили белые люди. А в Калифорнии законы были более терпимы. Поэтому авторы избрали местом действия Калифорнию.
Еще одно изменение – действие перенесено из 1929 года в 1933.
Казалось бы, какая разница?
А разница огромная. В 1929 был ужасный кризис в США, и эта была эра «PROHIBITION», то есть запрета. Имеется ввиду, что был запрещен любой алкоголь. (Если кто помнит фильм Билли Уайлдера, там вся история крутится вокруг запретного питья, и даже в церкви там обнаруживается шикарное кабаре для пьющих).
Да, это было интересное время.
Но в 1933 эта эра закончилась, и развитие нового мюзикла идет по другому пути.
Тут надо сразу сказать что режиссер этого спектакля Кэйси Николoу (Casey Nikolaw) – прежде всего блистательный хореограф. Иногда он выступает в качестве только хореографа (например «Spamalot») но чаще как режиссер и хореограф в одном лице ( например «Книга Мормонов») Он часто ставит на Бродвее и в Лондонском Вест-энде. Я видел много его работ, и они всегда очень качественные.
То, что он хореограф (и очень хороший) почти всегда приводит к тому, что в его спектаклях много танцев, балетных номеров и шикарных подтанцовок.
Ничего удивительного – все бродвейские артисты владеют искусством танца с детства.
В спектакле «Некоторые любят погорячее», танцы – одна из главных составляющих. Причем не просто танцы, а именно этот замечательный танец, который по-русски называется «чечетка» а по-английски «tap dance».
Уже очень скоро после начала спектакля мы понимаем что наши главные герои не только музыканты (один саксофонист, а другой контрабасист), но и заядлые чечёточники. Потом выясняется, что чечетку прекрасно «бьют» и остальные участники спектакля, и в спектакле есть фрагменты, где степ рулит и царит.
И это придает спектаклю особый шик! Ничего подобного в оригинальном фильме нет.
Конечно, история более ни менее та же что в фильме. Два парня скрываются от мафии, и поэтому, загримированные под девушек, играют в женском оркестре.
Но кого удивишь в Америке, что кто-то на сцене меняет пол? Мужчина в женском платье? Да сколько угодно.
Не так давно шел мюзикл «Тутси» по одноименному фильму, а совсем недавно, еще в этом сезоне шел мюзикл «Mrs. Doubtfire» опять же по фильму с Робином Вильямсом.
А ведь есть еще масса Drag Queens, то есть таких артистов/артисток, пышно разодетых, с перьями и в блестках, которые в разных ночных кабаре играют, поют и танцуют. У них есть кумир, он кумир всех американцев, и очень популярный ТВ актер, его зовут РуПол (RuPaul). Не уверен надо ли его называть «он» или «она», но здесь уже этому никто не придает особого значения.
Но в этом спектакле есть один секрет. И мне кажется до этого никто раньше не додумался. А может это было запрещено, и делать подобное было нельзя.
Итак - (дробь барабана!) один из этих переодетых мужчин вдруг оказывается… настоящей женщиной. То есть он пока не женщина, но на пути к этому. Он вдруг сознается, что Дафна – это его настоящее имя. И когда миллионер в конце спектакля собирается на ней жениться – то оказывается, это будет совершенно нормальный обычный брак. И знаменитая фраза, над которой мы хохотали всю жизнь - когда он, тот музыкант, на котором собирается жениться миллионер Осгуд, пытается убедить своего жениха, что жениться на нем невозможно, и перечисляет свои недостатки: «у меня крашеные волосы», «я курю», «я никогда не рожу тебе ребенка»… и в конце концов произносит свою коронную фразу: «и вообще я мужчина!» а Осгуд: говорит ему: «ну и что? У каждого свои недостатки!» (в оригинале он говорит: Nobody is perfect! То есть «нет предела совершенству»).
Tак вот: в нынешней версии этого нет. Миллионер забирает свою любимую Дафну, и явно у них начинается счастливая супружеская жизнь…
А оркестр наигрывает классную песню «Some like it hot» («Некоторые любят погорячее»…)
И мы понимаем, что эта версия даже более трогательная, чем было раньше.
И идут долгие и нескончаемые аплодисменты.
В этом спектакле, мне кажется, все получилось идеально. Я не буду перечислять, кто кого играет, и кто кого танцует. Здесь главный успех - у композитора Марка Шаймана, его соавтора, автора стихов Скотта Уитмэна, и конечно у прекрасного режиссера и хореографа Кэйси Николоу.
**
Мне кажется, у этого спектакля будет долгая жизнь. И на Бродвее нужен такой традиционный, очень смешной и веселый, и вместе с тем очень трогательный мюзикл.
Такого давно не было – и наконец появилось!