Конец эпохи глобализма
Завершил работу очередной Давосский Всемирный Экономический Форум, который помимо радикальных политических призывов традиционно обсуждал экономическую повестку, составной частью которой являлся специально подготовленный Отчет о глобальных рисках 2023 (Global Risk Report)[i].
Данный Отчет интересен не только тем, что в качестве основной угрозы определен «поликризис», представляющий собой подрыв мировой устойчивости и одновременные разнонаправленные шоки, влияющие на дальнейшее развитие кризиса стоимости жизни, социальное неравенство и вынужденную миграцию, но и тем, что глобальные лидеры фактически провозгласили конец эпохи глобализма и всемирного общества потребления.
По мнению лидеров Давосского Форума эра потребления в любых формах должна уйти в прошлое и открыть новую страницу в истории человечества под названием «Великое обнуление», представляющую собой манифест глобалистов по упразднению человека, создание тотального цифрового контроля, перераспределение национальных богатств в пользу 1% богатейшего населения и снижение роли среднего класса. Развивая идею тотальной трансформации экономики, концепция Форума предусматривает, что к 2035 года может быть автоматизировано до 86% рабочих мест в ресторанах, 75% рабочих мест в торговле и 59% в отраслях развлечения». В итоге, «ни одна отрасль промышленности и ни одно предприятие не останется незатронутым». Бессменный Президент Всемирного Экономического Давосского Форума Шваб подчеркивает, что «наш сегодняшний императив: бесконтактная экономика», формирование «зеленой экономики» и углеродно-нейтральной промышленности.
Все эти заявления говорят о том, что ветер концепций потребления переменился и мировые лидеры больше не нацелены на развитие глобальной экономики, предполагая, что второй этап глобализации в истории человечества подошел к концу.
Как известно, первая эпоха глобализации или мирового благоденствия, обусловленная изобретениями телефона, телеграфа, радио, появлением автомобилей, более быстрых поездов и кораблей, связавших континенты, закончилась в 1914 году. Так позже с грустью будет описывать этот период выдающий экономист Д.Кейнс:
«Каким удивительным эпизодом прогресса была та эпоха, которая пришла к концу в 1914 году… Сидя за утренней чашкой чая, житель Лондона мог заказать по телефону разнообразные продукты всего Земного шара и через несколько часов получить их в своей квартире, мог вложить свои капиталы в различные предприятия в разных частях света и без всяких усилий получить свой доход… однако все неожиданно изменила война и ход ее развития, продемонстрировав насколько хрупка цивилизация и построенный социальный рай»[ii].
Этот период, продолжавшийся более трех десятков лет и закончившийся чередой войн и потрясений, повторился вновь в «нулевые» и похоже также завершает свой стремительный полет безудержного потребления и взаимной зависимости экономик «открытых рынку и миру» национальных государств.
Но если завершение первой волны глобализации было связано со втягиванием Российской Империи в Первую Мировую Войну, что обусловлено фактором иностранного капитала, который конкурировал за контроль над российской банковской системой (в 1913 г. из 19 крупных банков России 11 были иностранные), сетью железных дорог (40% - французского капитала направлено на строительство российских железных дорог) и добычей полезных ископаемых (преимущественно английские промышленные группы), то призывы об ожидаемом конце второй волны глобализации начались задолго до текущих событий.
Начало положено французским философом Ж.Бодрийяром, который заявил, что «мы не смогли достичь общества реального изобилия, создана ситуация нехватки», когда человечество лишь охвачено погоней за потреблением, спровоцировавшим дальнейшее сокращение производственных циклов и расширение глобальных высокоскоростных логистических поставок[iii].
Удовлетворение растущего, зачастую, истеричного спроса на товары, услуги, постоянное формирование новых продуктов, быстрое устаревание предметов и образования привели к тому, что нестабильная занятость, новое обучение и переподготовка стали ценой за ускоренный рост потребления. Как следствие, возникла всеобщая неуверенность, демонстрирующая, что немалая часть населения не способна поддерживать требуемый ритм жизни эпохи глобализации. Параллельно глобализация стала поглощать всё новые страны и затерянные уголки планеты, размещая производство в местах с пониженными стандартами в области экологии, безопасности рабочих и зарплатах. Однако глобальное снижение зарплат в целях повышения максимизации прибыли транснациональных корпораций в совокупности с растущей инфляцией и ростом социальной нагрузки привело к снижению покупательной способности, ставящей под угрозу всю систему.
И тогда возник закономерный вопрос как дальше финансировать систему глобализации.
Стремительный рост затрат на поддержание созданной глобальной системы транснациональных корпораций заставил говорить К.Шваба о том, что глобализация больше не выгодна. Тренд на глобализацию обязан остановиться…остановиться и открыть новую страницу в истории человечества, видение которой глобалисты и представили на Давосском Форуме.
[i] https://www3.weforum.org/docs/WEF_Global_Risks_Report_2023.pdf
[ii] Лоуренс Уайт, Борьба экономических идей, Москва:Новое издательство, 2020-446с.
[iii] Жан Бодрийяр, Общество потребления, Москва: Издательство АСТ, 2022 – 320с.