Будущее — за генеративными нейросетями?
Августовская история о художнике из штата Колорадо Джейсоне Аллене, победившем в конкурсе с нарисованной нейросетью картиной, породила тысячи дискуссий. Для кого-то такие новости становятся шоком, для кого-то — поводом для протестов, а для кого-то — сигналом, что пора искать новую работу.
Потенциал нейросетей огромен и будет только расширяться — они уже занимаются дизайном интерьеров и создают духи. Пожалуй, самых впечатляющих результатов достигают графические ИИ: с их помощью пользователи уже раскрывают внешность Бабы-Яги и перерисовывают «Звездные войны». В этой статье поговорим о графических генеративных нейросетях, создающих картинки или видео, а именно — о том, что они уже могут и смогут совсем скоро, какие новые профессии появятся с их помощью и где можно протестировать ИИ уже сейчас.
Midjourney, DALL-E и компания
Если вы наткнулись в соцсетях на гиперреалистичные картинки вроде «Нейросеть изобразила Чебурашку в стиле Безумного Макса» или «Искусственный интеллект дорисовал продолжения знаменитых фильмов», — скорее всего, это Midjourney.
Ставшую знаменитой нейросеть запустила в феврале 2022 года крохотная исследовательская лаборатория во главе с ученым Давидом Хольцем. Сегодня с помощью Midjourney пользователи создают десятки инфоповодов в месяц, среди последних — футуристичные кроссовки а-ля Nike от проекта @AI_ClothingDaily.
До появления Midjourney его место занимали разные варианты алгоритма DALL-Е от НКО OpenAI, способного генерировать картинки по текстовому описанию. DALL-E и сегодня не утратил популярность: о партнерствах с ним продолжают объявлять такие крупные сервисы, как банк стоковых фотографий Shutterstock и др.
Есть и отечественные разработки: еще в 2021 году Сбер запустил ruDALL-E, способную генерировать изображения по запросу на русском языке, а в ноябре команда банка открыла доступ к новой разработке под названием Kandinsky 2.0, понимающей больше 100 языков.
А ИИ-разработка российской студии Prisma Labs, приложение Lensa, позволяющее создавать аватарки из фотографий в стиле аниме, фэнтэзи и др., и вовсе стала настолько популярной, что вошла в топ-100 самых скачиваемых приложений на iOS.
Об ИИ-помощниках
Нейросети не только заменяют реальных людей, но и помогают им: на базе коммерческих алгоритмов уже действуют десятки сервисов. Недавний отчет Antler о коммерческом применении генеративных ИИ показал: на этой ниве работает уже более 160 крупных компаний, помогающих создавать все что угодно от кода до видеоигр. Пользуются коммерческие нейросети популярностью и в нашей стране: так, в августе издательский сервис Ridero научил ИИ генерировать книжные обложки в стиле разных художников.
Используют нейросети и сами дизайнеры. Так, инструменты на базе искусственного интеллекта вроде Neural Love или StarryAI помогают создавать иллюстрации или арт, программы-генераторы по типу Looka — делать сетку из вариантов логотипов и брендинга, а веб-сервисы Khroma, FontJoy или похожие подбирают гарнитурные пары для шрифтовиков.
Есть и много российских решений: от сберовского «ИИ-копирайтера» и успевшей стать знаменитой «Балабобы» Яндекса до самых необычных примеров — вроде нейросети, считывающей настроение человека и подстраивающей под него освещение.
Какие профессии создаст ИИ
Главный итог эволюции нейросетей — это простота их использования без знания кода. ИИ радикально приближает ту самую «Zero Code»-революцию (массовое проникновение программирования на готовых инструментах без фактического написания кода в повседневность), о которой мечтают и ИТ-сообществе.
С возникновением новых форматов появятся и новые профессии. Среди «горячих новинок» — «prompt engineering» («Инжиниринг запросов») — набор навыков, помогающих сгенерировать настолько точный запрос для нейросети, чтобы она выдала максимально приближенный к желаемому результат. В текущем понимании prompt engineering очень похож на «гугл-хакинг» — умение генерировать наиболее точные запросы к поисковым сетям.
Как ИИ преобразит агентства
Быстрее всего цифровые перемены будут видны на примере креативной индустрии, прежде всего — PR-, дизайнерских и маркетинговых агентств.
Агентства будущего заменят наименее квалифицированный труд первыми: во-первых, для них нейросети станут средством производства и позволят сэкономить огромные деньги на фонде оплаты труда и налогах. К примеру, красивая заставка для ролика на Ютубе может стоить у дизайнера несколько десятков тысяч рублей, а нейросеть, как станок, после однократного вложения будет генерировать их бесплатно и почти мгновенно.
Это преобразит и саму бизнес-модель: многие креативные индустрии сегодня теряют ресурсы на задержках во времени и простоях, возникающих из-за заполненности отрасли трудом низкоквалифицированных работников. Когда большинство рутинных функций — от рассылок до отрисовки — передадут роботам, агентства заработают в разы быстрее и качественнее.
Во-вторых, для агентств цифровизация — единственный способ выжить на рынке будущего. Ведь нейросети проникают повсюду — к примеру, именно они задают тренд на гиперперсонализацию контента на основе больших данных. И тот бизнес, который не сможет работать в новых условиях (например, использовать глубинную аналитику аудитории, работать с чат-ботами или метааватарами), неизбежно обанкротится.
Говоря проще, креативным агентствам предстоит стать IT-компаниями — и нейросети станут главным инструментом этого.
К слову, российский рынок порой даже опережает тренды: еще в 2020 году Студия Артемия Лебедева объявила, что втайне от клиентов создавала их логотипы с помощью ИИ, а конечные варианты лишь отбирались самим Лебедевым или старшими дизайнерами. А совсем недавно, в мае, Студия обновила ИИ, сделав его креативы еще качественнее.
Какие профессии он вытеснит
Приход ИИ — далеко не радостное событие для миллионов людей: прежде всего художников, дизайнеров и фотографов средней руки. Очень может быть, что, когда стоковые платформы и дизайн-студии перейдут на нейросетевую генерацию, труд 90% из них (кроме тех, кто либо сумел вписаться в применение ИИ через ИТ-навыки, либо изначально работал через смыслы, а не через технику) окажется не нужен на рынке.
Упомянутая выше победа на конкурсе с помощью ИИ подогрела волну возмущения: так, на платформе для демонстрации проектов ArtStation уже несколько недель идут акции протеста против включения сгенерированных картинок в портфолио (хотя сама платформа уже сделала заявление, что бороться с ними не будет).
А краудфандинговый проект KickStarter, напротив, радикально ужесточил сбор средств на проекты, связанные с ИИ, ради поддержки реальных дизайнеров (поводом для запретов стал кейс с нейросетью Unstable Diffusion, использованной для генерации эротики).
И почему не стоит паниковать
Действительно креативные функции продолжат выполнять люди: именно в их головах строятся стратегии и концепции, и именно люди выполняют главные этапы работы — отбор получившегося контента и приемку. ИИ заменяет профессии с низкой добавленной стоимостью, но главные функции все равно выполняют живые сотрудники.
Спустя 3–5 лет и более нейросети, скорее всего, продвинутся дальше — но для этого понадобятся совсем другие стандарты машинного обучения на базе естественного языка (например, чтобы искусственный интеллект смог понимать и использовать специфические термины из сфер креатива и PR). Их уже создают, и огромную роль в процессе играет описанная выше трансформация агентств в IT-компании: именно агентства служат драйвером прогресса, вместе работая над стандартами естественного языка (глоссариями терминов, образовательными программами и др.).
Валерий Сидоренко, член Общественного совета при Минцифры России и генеральный директор digital-агентства «Интериум».