Лучшее за неделю
Ирина Гросс
20 февраля 2023 г., 12:30

Юность, страсть и бунт: 2 фильма, заставляющих взглянуть на своих детей иначе

Отношения с родителями — фундамент, на котором строится вся дальнейшая жизнь человека. Но что, если он получился хлипким и непрочным? Данные фильмы, основанные на реальных событиях, помогут родителям ответить на этот вопрос, лучше понять своих детей и, возможно, даже предотвратить беду
Читать на сайте

«НИКА»

Режиссер Василиса Кузьмина, 2022

Гениальность, развитость не по годам, «индигость» и «вундеркизм» — слишком тяжелый груз, взвалив который на ребенка мы рискуем сломать и без того хрупкий стержень его личности. Ведь все дети, на самом-то деле, хотят быть обычными, они хотят проживать свое детство, играть, познавать мир.

Стержень личности помогает нам оставаться устойчивыми на своем жизненном пути. Он состоит из:

  • умения самостоятельно определять свои цели и ориентиры по жизни,
  • спокойного отношения к трудностям,
  • способности преодолевать их,
  • веры в собственные силы,
  • принятия себя со всеми недостатками и достоинствами.

Внутренний стержень укрепляется во время жизненных кризисов и особенно — кризиса идентичности, который помогает ответить на вопрос: кто я? Но не всем удается с ним справиться…

Поэтесса Ника Турбина покончила с собой в мае 2002-го. Спустя 20 лет в кино вышла художественная драма «Ника», режиссер фильма — Василиса Кузьмина, в главной роли — Лиза Янковская. 

В детстве Ника Турбина вместе с мамой гастролировала по Советскому Союзу, читая свои стихи: полные стадионы любителей поэзии, богемные вечеринки, встречи со знаменитостями. Восьмилетний вундеркинд, она поражала недетской грустью и пронзительностью строк…

И вот Нике 27. СССР уже нет, как нет и детства, славы, а самое трудное — нет вдохновения. Ника больше не пишет стихи и пытается разобраться в себе: куда исчез тот ее «голос», почему она больше не чувствует любви матери и сможет ли когда-нибудь быть счастлива, как все? 

Не пишутся мои стихи,

Ни слова и ни строчки.

Разбросаны, как городки,

Все запятые, точки.

И день закончился без снов.

И ночь пройдет в потемках.

Ушли стихи, как тает лед

От солнца на пригорке.

Ника Турбина, сборник стихотворений «Ступеньки вверх, ступеньки вниз…»

Потрясение славой выдержит не каждый взрослый, ребенку же тем более тяжело.

Классическая диада: нереализованная мать и красивая талантливая дочь, как ее нарциссическое продолжение. Знакомый сюжет, где мать пожирает своего ребенка. Медея, Баба Яга, Кали. Эту тему поднимал Михаэль Ханеке в «Пианистке», Ингмар Бергман в «Осенней сонате». Все эти истории раскрывают психологический механизм «нарциссического поглощения» детей матерями, которые вместо ребенка видят нереализованную часть себя. Матерями, которые на первый взгляд питают, а на самом деле пожирают. 

Мать в исполнении Анны Михалковой манипулирует дочерью. Ее послание звучит так: «Я люблю тебя, поэтому найду тебе спонсора, подложу тебя под бандита». 

Дети таких матерей умеют держать лицо, играют во взрослых со всей серьезностью. Проблема в том, что внутри у них — пустота. Их маятник самооценки качается от «я — ничто» до «я — все», а в случае Ники — не выдерживает и срывается. Не помогают ни алкоголь, ни наркотики, не спасает даже любовь, потому что и та — эмоциональная зависимость

А матери таких детей умеют из тирана превращаться в добрых кормилец, умеют говорить страшные вещи нежным голосом, а потом достают свои теплые пирожки и пока дети их едят — все забывают. И как писать стихи тоже. Даже бармен Ваня не спасет, хотя старается. 

«МЕЖСЕЗОНЬЕ»

Режиссер Александр Хант, 2021

Представьте: вы учитесь в школе, вам 14 лет. Родители заняты своей жизнью. Мама воспитывает младшего брата и вечно выясняет отношения со своим новым мужем, который теперь пытается воспитывать вас. 

Родного отца трудно вспомнить. А был ли он? Вы чувствуете, что вами никто искренне не интересуется. Вокруг одни правила. Серая масса. Несчастные люди, застрявшие в своих ролях, намекают своим существованием: «ты ничего не изменишь», «делай как все». 

Вы на школьной дискотеке, где уже пьяные и полуголые одноклассники трясут волосами в ритме подросткового гормонального взрыва. Вы одиноко сидите на полу и вдруг встречаете глаза. Такие же большие, видимо, им тоже страшно и одиноко, они тоже не хотят быть как все. Но как по-другому, пока еще не знают и не умеют. Что остается? Набраться смелости, бежать вместе и пробовать. 

Межсезонье — время неопределенности, когда уже не так холодно, как зимой, но еще и не тепло, как летом. Во что одеваться, не знаешь, да и как жить — тоже.

Еще вчерашний наивный, открытый ребенок превращается в волосатого грубого мужика, способного взять в руки оружие, но неспособного нести ответственность. 

Фильм Александра Ханта вдохновлен реальностью псковских школьников, которые в 2016 году сбежали в загородный дом и покончили с собой после того, как их окружила полиция. 

История погружает нас в это непростое «пограничное» время как для подростков, так и для их родителей. Где крайности не балансируются, а сталкиваются в честной, взрослой и настоящей схватке.

Где даже любовь звучит пассивно-агрессивно:

  • Клянусь, что всегда буду устраивать тебе проблемы. 
  • Клянусь, что не буду зарабатывать и мы будем жить в нищете. 
  • Клянусь, что буду тебя ненавидеть, пилить и выносить мозг. 
  • Клянусь, что буду бухать, изменять тебе и тебя бить. 
  • Клянусь, что ты будешь всегда жалеть, что со мной связался. 
  • Клянусь, что ты пожалеешь больше…
  • Пока смерть не разлучит нас. 

Этот фильм родителям подростков можно смотреть только в своей комнате, отдельно от детей. Режиссер играет страхами. А страх, как известно, может не только замедлять развитие, но и мотивировать. 

Подростки нуждаются в принятии, понимании и доверии. А «Межсезонье» о том, что бывает, если этого не давать. История помогает увидеть себя глазами подростков. Вспомнить собственный подростковый опыт и опереться на него, чтобы яснее видеть и понимать своих детей.

Обсудить на сайте