Готовы и могут работать: как людям с синдромом Дауна помогают в трудоустройстве
Принять на работу сотрудника с синдромом Дауна. Для многих компаний это — пока «красный флаг». Часть работодателей не понимают, какую работу такие люди могут выполнять; часть не знают, как включить их в трудовой процесс, а главное — зачем?
Поэтому сейчас из более чем 25 тысяч взрослых людей с синдромом Дауна, проживающих на территории нашей страны, работают — единицы. Но каждый такой человек делает большое дело: не только для компании, которая его приняла, но и для тех, кто работу найти не может.
Когда открываются дороги в Сколково: как здесь появились сотрудники с синдромом Дауна
Школа управления Сколково уже какое-то время сотрудничает с «Синдром любви» и «Даунсайд Ап» — фондами, которые в партнерстве оказывают поддержку людям с синдромом Дауна и их семьям.
В деятельность Школы начали включать людей с синдромом Дауна в качестве волонтеров и стажеров. Ребята уже помогали при организации церемонии вручения дипломов выпускникам Школы в 2022 году.
Рассказывает руководитель направления по сопровождению школьников, подростков и взрослых людей с синдромом Дауна фонда «Даунсайд Ап» Юлия Лентьева: в течение 2 месяцев практики молодые люди с синдромом Дауна учились систематизировать документы, готовить их к хранению, работать со сканером. Конечно, у нас были сомнения перед началом работы – смогут ли ребята справиться с нагрузкой, как они будут переносить дорогу, и кто их будет сопровождать, но в итоге, как только мы начали работать, тревога сменилась уверенностью, что все получится! Огромная заслуга в этом как педагогов фонда «Данусайд Ап», так и сотрудников Школы управления Сколково, которые открыто и ответственно подошли к задаче».
В сентябре фонды и Школа управления Сколково решили продлить практику на месяц и тогда в программу вошла Эльвира Кладовикова. Спустя пару месяцев девушка пришла в Школу уже как сотрудник.
Все нужные качества для работы в ней есть: история Эльвиры Кладовиковой
Сейчас Эля — помощник специалиста по документообороту и архиву с синдромом Дауна, которую в компании уже успели полюбить как руководство, так и ее коллеги. Эля работает дважды в неделю по 4 часа в департаменте документационного обеспечения: сканирует, формирует архивные дела (систематизирует по папкам, по номерам и датам документы). Кому-то такая работа покажется скучной, однако Эльвире нравится, она не устает и работой гордится. Даже недавно решила прибавить час к обычному графику. Куратором Эли в Школе управления Сколково стала менеджер по документообороту и архиву Мария Иванова. Она помогла девушке освоиться на работе и продолжает вести ее по карьерному пути с самых азов. Эля признается: в целом со своими обязанностями она справляется самостоятельно, уже не обращаясь к наставникам и коллегам.
«Они тоже работают, выполняют свою работу, а я — свою. Если чего-то не понимаю, Маша приходит помогает чуть-чуть. Но в основном я сама», — рассказала Эля.
Как рассказала директор по документационному обеспечению Школы управления Сколково, Юлия Пушкина, Элины личные качества очень помогают в работе. «Стажировка проходила настолько естественно, что мы не заметили, что это сложно. Эля ответственная, усидчивая и внимательная. А работа с документами предполагает сочетание этих качеств. Эля достойно справляется с возложенными на неё обязанностями».
Трудности в работе и особое отношение: предрассудки или правда?
При трудоустройстве людей с синдромом Дауна есть своя специфика и, казалось бы, рутинные вопросы при найме сотрудника без особенностей здесь имеют значение. Например, дорога. Из-за особенностей памяти людей с синдромом Дауна Эле первое время было проблематично добираться из дома до Школы управления Сколково. Сначала ее сопровождали по городу на рабочее место волонтеры и педагоги, а потом в фонде «Данусайд Ап» сделали визуальную инструкцию, чтобы Эля ездила самостоятельно.
Другие трудности решали сообща с коллегами. Одним из главных опасений при трудоустройстве людей с ментальными особенностями становится отношение других сотрудников. Однако здесь фонды сработали грамотно.
«До того, как Эля начала официально работать, мы провели онлайн-тренинг для сотрудников департамента, в котором сейчас работает Эльвира. Мы рассказали, что такое синдром Дауна, про особенности людей с синдромом Дауна, про правильную коммуникацию на работе и в общении, про этикет по отношению к людям с ментальной инвалидностью. На тренинге сотрудники могли задавать вопросы, чтобы коммуникация между ними и Эльвирой была комфортной», — рассказала Юлия Лентьева.
Коллеги приняли Элю радушно, как и любого новичка. В этом особенность организации: здесь все открыты и каждый признает за другими право в самовыражении.
«У нас не было ни малейшего намека на особое восприятие этого человека. Мы все разные. Сотрудники Школы открыты и свободны в самовыражении. Наверное, первый день, когда Эля пришла, она вызвала интерес: о, кто-то новенький! Но через день новенький уже становится «стареньким» и своим, — отметила Юлия Пушкина.
При этом на текущих задачах карьерный рост для Эльвиры не остановится. Даже сейчас руководители программы и куратор Эли стараются составить ее рабочий план так, чтобы задачи менялись каждые 3-4 месяца.
«Я, как руководитель, смотрю на 2 шага вперед и понимаю, что это не то, на чем Эля может остановиться. Да, не хватает скорости, к которой мы привыкли, но даже люди без особенностей адаптируются каждый по-своему. Школа была создана и работает как некоммерческая организация. Все вырученные средства мы инвестируем в повышение качества образования, поддержание жизнедеятельности кампуса и исследования. В этом контексте Школе важно поддерживать другие НКО, развивать с ними сотрудничество, оказывать помощь людям с особенностями. Более того инвалидность и особые потребности – это не всегда про ограничения. И люди с инвалидностью типа Эли могут претендовать на самые разные вакансии внутри Школы, исходя из способностей и желаний. У Эли перспективы и все задатки для этого есть», — поделилась Юлия Пушкина.
Задача – показать, что они могут: зачем фонды ратуют за трудоустройство людей с синдромом Дауна?
Как отмечают в фонде «Даунсайд Ап», обычно принять сотрудника с ментальными особенностями больше готов малый бизнес благодаря своей гибкости и наличию небольших простых задач. Однако Школа управления Сколково показала другой пример: ситуацию замечают и готовы включиться в ее улучшение даже крупные корпорации.
«Мы очень ценим партнерство со Школой управления Сколково. Ведь оно даёт шанс человеку с синдромом Дауна реализовать себя, а обществу – увидеть возможности таких людей, лучше их узнать и открыть путь к трудозанятости другим людям с синдромом Дауна. Всё это в конечном итоге позволит им реализовать себя в работе и жить полноценной жизнью. Чем больше будет таких примеров в обществе, тем более толерантным оно станет», – говорит Анна Португалова, директор фонда «Даунсайд Ап», член Совета фонда «Синдром любви».
В Школе отмечают: особенные сотрудники с ментальной инвалидностью или с синдромом Дауна могут выполнять не только простые задачи, но и серьезно улучшить атмосферу в коллективе и даже прокачать управленцев.
«Мы верим в разнообразие, инклюзивность. И, когда у нас появились ребята, они дополнили нашу культуру, наш микроклимат. За последние много лет впервые видим людей, которые с такой охотой едут на работу. Хотим предложить своим коллегам, людям с руководящими HR-функциями, не бояться и активнее участвовать в проектах по привлечению в компании людей с ментальными особенностями», — рассказал Сергей Спасов, директор по развитию человеческого капитала в Школе управления Сколково.