Как я открыла и закрыла свой салон красоты в Москве
2017 год. Декрет. Предпринимательский опыт - юридический бизнес. За время существования проекта закрыли долги на сумму свыше 10 миллиардов. Соотвественно внутри у меня ощущение, что я взломала чит-код жизни и преисполнилась. И что теперь могу любой бизнес сделать супер-прибыльным.
А мне очень хотелось салон-красоты, девичий бизнес. Я смотрела на этих роскошных бизнес-леди в шубах на каблучках и представляла себя. Что приезжаю такая в салон, попивая спокойно кофе, сверяю отчеты, забираю выручку и домой. На деле все оказалось ровно напорот. Я собрала все ошибки, который только можно было совершить.
Посоветовавшись с мужем, купили в салон в Москве в соседнем Косино-Ухтомском районе в кредит за 1,4 млн рублей. Без ошибок процесс покупки не обошелся.
Мои рассуждения о прибыльности ниши сводились к тому, что люди же стригутся, маникюр делают, значит будут приходить снова и снова.
20 лет назад женщины делали маникюр дома самостоятельно. Педикюр - только летом, когда надевали босоножки. Это в 2023 походом в салон никого не удивишь. А 10 лет назад были популярны универсальные салоны красоты, площадью более 100 м2, когда зашел в одну дверь и сделали всё: от маникюра до окрашивания и эпиляции. Хотя уже тогда, в 2017 году, выручка выше была у занишевавшихся мини-салонов: барбершоп, маникюрная, островок в ТЦ, где делают только брови.
Я владела не таким салоном. Мы много делали сами: супруг клеил обои и панели, вешал зеркала, устанавливал мойки, я красила двери и ежедневно мыла полы, непрофессионально совмещая с функцией администратора. Мечты о женском бизнесе не сбывались, я пахала как Папа Карло. Дизайна и стиля в салоне не было, хотя все было чисто и аккуратно. Но нашим гостьям не хотелось сфоткаться в салоне, чтобы потом выложить в соцсетях. Атмосфера не вдохновляла. Это сейчас я могу спокойно об этом рассуждать и понимаю истинные причины низкой прибыли, а тогда не видела и не замечала, что каждый месяц плачу за аренду колхоза из своего кармана.
Помню ситуацию, когда клиентка пришла на маникюр по записи, посмотрела рабочее место мастера и сказала мне, исполняющей обязанности администратора, что отказывается от услуги. Как я тогда расстроилась! Ведь столько сил, души и денег было вложено!
И вместо того, чтобы проанализировать рынок, конкурентов, целевую аудиторию, мы самоуверенно начали "поднимать" салон. По хорошему, надо было до покупки проверить отчеты прошлого владельца, которые на деле оказались враньем. При продаже собственник показала простую эксельку, где вела отчеты. Никаких выписок из банка не запрашивали, как и подтверждающих документов, поверили на слово, опьяненные счастьем владения нового бизнеса.
Также было ошибкой не пообщаться с собственником помещения, который после продажи салона поднял нам как новичкам арендую плату на 30% . Я тогда не мыслила как владелец бизнеса. Что делать? Пришлось съезжать. Моя самоуверенность, основанная на удачном ведении юридического бизнеса, падала все ниже и ниже. Масла в огонь подливали проблемы с мастерами, которые долго не задерживались из-за количества клиентов.
Текучка мастеров замотивировала нас заняться продвижением салона в социальных сетях. Через социальные сети приходило половина новых гостей. Мы выкладывали красивые фото и видео, интересный контент, устраивали конкурсы, информировали о новинках в уходе или процедурах. Но оставались клиентами салона меньше 40%. Социальные сети - это красота, картинка, эстетика. Клиентки ходят в салон не только за услугой, но и за атмосферой. Поэтому дизайнерский ремонт обязателен, чтобы захотелось снять сторис и отметить салон. А это уже реклама, новые посетительницы и деньги. У меня же был колхозный, неинстаграммный* салон. Поэтому и возвращаемость низкая.
В конце 2019 года салон был продан с убытком 1 млн рублей, не считая тех сумм, что ежемесячно докладывали для оплаты аренды и текущих закупок. Мы продали бизнес через авито за 250 тысяч рублей, благодаря все, что произошло за 2 года в рамках этого бизнеса. Потому что сильнее тренинга я не проходила, сколько ценнейшего опыта вынесла из владения салоном!
*Instagram принадлежат компании Meta, которая признана экстремистской и запрещена в России